Форум » Доска гласности » Неужели уготована нам участь клоунов-паяцев для сильных народов? » Ответить

Неужели уготована нам участь клоунов-паяцев для сильных народов?

Valentina: Неужели уготована нам участь клоунов-паяцев для сильных народов? В начале своей статьи я хотел бы сделать небольшое пояснение. Возможно, некоторые мои высказывания покажутся кому-то слишком жесткими, обидными и оскорбительными. Сразу скажу, никаким национализмом или намёком на межнациональную рознь моя статья не пахнет. Я описываю естественное положение вещей, как есть, без приукрашивания. Несогласным со мной рекомендую прочитать книгу, выпущенную издательством "Молодая гвардия" в 1991 г., "Народов малых не бывает" - сборник публикаций таких уважаемых людей как Ю.Рытхэу - писатель, В.Санги - писатель, лауреат Госпремии РСФСР, Е.Гаер - кандидат исторических наук, народный депутат СССР, Е.Айпин - писатель, народный депутат СССР, М.Монго - народный депутат СССР, секретарь комиссии по национальной политике и межнациональным отношениям и др., которых трудно упрекнуть в разжигании национальной розни, они описывают проблемы МНС еще в более жесткой форме. Мне могут возразить и сказать что 1991 г.- годы вседозволенности и бессилия власти и 2009 г. - два разных понятия и о чем можно было говорить тогда, сейчас об этом надо молчать, я так не считаю. Во все времена голая правда была некрасива. Говорить в таком тоне вынуждает тупиковая ситуация в которой оказались мы - коренные малочисленные народности Аллаиховского района, когда нас со всех сторон, как волков обложили запретами, квотами, разрешениями, лицензиями. Я всегда верил, что среди моего народа есть умные люди, которые должны встать на защиту своих законных интересов, права на жизнь по традиционному укладу. Но вот мне уже скоро 50 лет, время идет, а вопрос о праве МНС на приоритетное пользование природными биоресурсами не решается до сих пор. Не дождавшись помощи и поддержки своих наиболее старших и умных земляков, я выношу на ваш суд свое, субъективное видение ситуации сложившееся в нашем районе. РАЗРЕШИТЕ НАМ ЖИТЬ! На территории Аллаиховского района, в месте компактного проживания смешанной юкагиро-эвенской народности - жителей бывшего с.Оётунг, ликвидированного по программе переселения неперспективных сел в 1978 г., складывается нездоровая обстановка, если говорить прямо, то происходит неприкрытое ущемление прав малочисленных народов Севера (МНС) на пользование биоресурсами, средой обитания, правом на традиционный образ жизни. Требуется немедленное вмешательство структур, комитетов и министерств, которые по своему статусу обязаны заниматься этой работой. Возможно такая обстановка существует только у нас в Аллайховском районе, будем надеяться, что в других местах компактного проживания МНС дела обстоят лучше. Мы будем говорить конкретно о нашем поселке Чокурдах. За период совместного сосуществования нашей этнической группы с пришедшими народностями - русскими, якутами и другими, мы подверглись ассимиляции, полностью утратили способность говорить на юкагирском языке, на эвенском разговаривают единицы. В общении между собой в кругу семьи перешли на якутский и русский язык. Конечно, этот процесс был неизбежен, и мы можем смириться с потерей языка, но, попав под влияние чужой цивилизации, мы рискуем потерять себя и раствориться в более крупных и сильных народах. Складывается впечатление, что существует все это время, имеем ввиду время тесного сосуществования МНС с пришедшими народностями, какая - то программа по неумолимому растворению, уничтожению самого понятия – коренной малочисленный житель, конкретный хозяин данной местности. Задача стереть само понятие - хозяин. Если бы знали наши предки Морля и Бурулга, так гостеприимно встретившие первых русских казаков в 1641 на нашей земле, что ожидает их потомков. Богом раскиданы люди по миру, каждый на месте своём. Мы не выбирали сами свой способ существования и не виноваты мы, что наш образ жизни связан с рыбалкой и охотой. Что сидим мы на самой лучшей в Якутии реке Индигирка и ловим самую вкусную рыбу - бренд "АЛЛАЙХА" всей Якутии знаком. Мы не пришли сюда из-за тридевяти земель, притесняя другие народы. Мы здесь жили всегда. Как птицы, как рыба, как олени. Были частью природы, гармонично сосуществуя сотни лет, беря от матери природы сколько нужно для проживания, и только. Конечно сейчас и ребенку понятно, что не закрепи за собой Россия территории Крайнего Севера, дальнего Востока и Сибири на эти земли всё равно пришел бы другой хозяин - Япония, Китай, Америка, и пр. Нашим предкам, находившимся в период завоевания районов их проживания, русскими, в первобытнообщинном строе, понятие государства, страны не присутствовало ни в одном нейроне головного мозга. Даже сейчас в беседах с нашими юкагирами о политике, национальном вопросе и пр., слышу в ответ: "Нам бы лишь чай был, да рыба с мясом, а остальное - по боку". Наш народ в массе своей аполитичен, до неприличия терпим людям другой национальности, не злопамятен. И этим пользуются все и простые люди и чиновники. С нашим народом можно делать что хочешь – ликвидировать посёлок, переселять тундровых юкагиров в лесную зону в с.Оленегорск, в райцентр Чокурдах, объявлять нас жителями райцентра и лишать нас определённых прав в области охоты и рыбалки, загонять нас в рамки любителей общества охотников и рыболовов в зону любительского лова. Или давать 40 лицензий на отстрел дикого северного оленя на всех жителей, относящихся к категории МНС - а это 1700 чел. Выдавать квоты на лов рыбы в середине лета, когда рыба пройдет, или на такой коллектив, что когда мы раскинули квоту на всех членов КМНС, получилось 26 кг на год на человека. Чиновники, выдававшие такие квоты, мотивируют это тем, что рыбу ловят не все. Ловят не все, а кушают-то все! В последние годы началась непонятная нам практика запретов на вылов рыбы с момента вскрытия рек ото льда. Вначале сроки запрета были двухнедельные, затем, видимо не встретив никакого возмущения, сроки передвинули до 1 июля. Мотивируют это природоохранные органы тем, что рыба идет на нерест. Может в России в это время какая-то из рыб нерестится, но я рыбак со стажем и по опыту знаю, что первая икряная рыба, которая идет на нерест - это омуль, и то в первых числах июля. Целый месяц мы должны смотреть на реку и не сметь делать то, что веками делали наши предки - после тяжелой, долгой полярной зимы съесть первую свежую рыбу, получив от природы тот заряд витаминов и энергии, который тысячелетиями отлажено природа давала нашему организму. Не получая рыбы - основного этнического белкового продукта питания и питаясь взамен "Дошираками" и "Роллтонами" мы постепенно вымираем. Это не преувеличение. Многие ученые бьются над проблемой средней продолжительности жизни МНС, которая ровняется 45 годам. Правительство России во главе с В.В.Путиным разрабатывает нацпроект об увеличении продолжительности жизни россиян. На мой взгляд, проблема в том, что человек, будучи оторванный от своего занятия определенного ему природой и средой проживания, не может противостоять болезням. С момента рождения мы слышим со всех сторон слова запрета. Нельзя стрелять уток, гусей, оленей. Не ловить рыбу. Что разрешено, то мизер да и то чтобы взять что разрешат нужно трижды унизится, пройдя кучу инстанций выпрашивая то, что тебе нужно не для излишеств, как например другим, а для основного пропитания. Как украинцу - сало, белорусу - картошку, якуту - жеребятину, телятину. Никто же не говорит русскому Ивану - вот тебе 26 кг зерна на год и на всю деревню одну корову на убой, живи как хочешь. Не виноваты мы, что живем в природе, в гармонии с ней, изымая часть её для себя, и при этом не восполняем изъятое. Не воспроизводим в отличие от русских и якутов своим трудом. На сегодняшний день у нас почти не осталось домашних оленей, да что там оленей, уже почти нет самих оленеводов. Людей желающих пойти работать в оленеводство единицы .Это либо от природы настоящие оленеводы или те, кому некуда уже устроиться. Оленеводство у нас загнулось потому что государственные чиновники, национализировавшие оленей у богатых оленеводов и, загнав их в колхозы, не подумали, что оленеводы чужих оленей как своих хорошо пасти не будут. Человек по природе своей хорошо хранит только своё собственное: и спать, и есть не будет, зная, что преумножает собственность. Чужое тоже может сохранить только за большую зарплату. Когда умерли старики оленеводы, которые не работали, а жили тем, что они делали - это был их образ жизни, оленеводство стало хиреть. Их дети и внуки, ассимилированные и вкусившие новой цивилизованной жизни в интернате, в поселке, в тундру идти работать не захотели. Низкая зарплата, ужасные бытовые условия, ни какой перспективы, одна радость дадут тебе медаль или в худшем случае грамоту и все. Но нынешнею молодежь за железку не купишь, не 50 год. Человек поумнел. И пошли наши бывшие оленеводы в ассенизаторы - это в лучшем случае, а в худшем спились, деградировали. Так оленеводство извели, теперь надо с рыболовством покончить. Запретом и наказаниями отучим народ от занятий рыболовством. На сегодняшний день молодых ребят из числа МНС, умеющих и желающих рыбачить, охотится по настоящему, мало. Настоящих рыбаков мало даже среди 40-50-летних, т.е., имеющих свои рыбучастки и серьёзно занимающихся рыбалкой. Рыбаков любителей в райцентре много, тех кто вечером уехал, проверил сети и обратно в поселок - в цивилизацию. Многие чиновники ошибочно думают - раз МНС - значит он работник какой-то общины. Как раз основная масса МНС не работают в общинах и не имеет возможности откусить себе от квот, предоставляемых работникам общин. Профессиональных рыбаков - работников общин по пальцам перечесть можно. Это потому, что в потоке запретов, обрушившихся на нас, отцы не смогли обучить, привить своим детям навыки рыбалки, охоты. У меня до сих пор звучит в ушах вопрос моего пятилетнего племянника Жени, с которым я в 1992 приехал к бабушке на рыбучасток, раньше разрешенного срока весной на охоту на гусей. Мы вместе с ним бежали и прятали в кустах оружие, патроны, увидев летящий вертолёт с работниками инспекции. Он меня спросил: "Мы что бандиты, нас будут стрелять? Почему мы прячемся?" Я как мог, объяснял маленькому мальчику: за то, что мы с ним приехали за два дня до открытия охоты нас могут наказать. А то, что через два дня на снегоходе никуда нельзя будет проехать, для инспекторов было не оправдание - они выполняли свои установки. Вот и сидели дома те, кто был послушнее: зачем рисковать и нарываться на неприятности. Не ехал сам и не вез своего сына, а от безделья шел к такому же товарищу и пил водку. А потом когда уже и разрешали, он не хотел ехать, потому что спивался, деградировал, пропивал свои сети, оружие, снаряжение, глядя на него, начинал пить и его малолетний сын. Женщины МНС в этих условиях оказались покрепче мужчин. Они как-то устраивались: в детские сады, школы, кто-то поступал в учебные заведения. Смиряясь с возникшим положением, продолжали жить, учить детей, но уже в новой реальности, в которой уже не было места таким вещам как навыки охоты и рыбалки и других традиционных занятий МНС. Правда, нам не запрещают танцевать. Даже поддерживают это направление и морально и материально. Вот ударились наши женщины в танцы, развлекают заезжих гостей, иностранцев, чиновников. И рапортуют наши руководители - вот видите, танцуют МНС, значит все у них в порядке. Горько смотреть на этих танцующих, думать, неужели уготована нам участь клоунов-паяцев для сильных народов. Что пройдет лет 30, и никто не вспомнит о том, что люди в шкурах, прыгающие по сцене и веселящие новых хозяев - это бывшие хозяева здешней тундры. Я боюсь, что наступят времена и завершится запущенная в 17 веке программа по уничтожению коренных жителей, и исчезнет хозяин на моей земле. Будут дети его и внуки рядовыми россиянами, обезличенными винтиками в ужасной машине цивилизации, которая съест и русского, и якута, и юкагира, и станем мы все "Иванами родства не помнящими" - все ровные и одинаковые, как в инкубаторе. Слова о программе по ассимиляции это не мое личное заключение. В программе журналиста М.Леонтьева, человека компетентного, умного и имеющего доступ к соответствующим документам, прямо говориться, что при завоевании народов Средней Азии, правительством царской России, генерал-губернаторам этих территорий предписывалась такая установка - для постоянного прикрепления этих территорий к России, население нужно ассимилировать, и тогда, уже через какое-то время, отпадает потребность содержать огромную армию по охране границ. Обрусевшее население самостоятельно будет охранять уже Российскую землю. Есть более свежий пример проамериканской концепции, от которой сами американцы отказались уже в начале 70-х годов, но которую восприняли новосибирские социологи, возглавляемые членом-корреспондентом АН СССР В.И.Бойко. Концепция, к сожалению, нашедшая свое отражение в разработанной Сибирским отделением АН СССР, программе "Сибирь". Суть её схематично заключается в следующем: решить вопрос о МНС легко и просто, для этого достаточно ликвидировать очаги и почву национально-своеобразного, иными словами, национальные сёла с их традиционными видами хозяйственной деятельности, языком и культурой, ввести эти народности в "большой индустриальный мир", в промышленные города, где их, как полагает Бойко, ждет "светлое будущее". Земляки, вам ничего это не напоминает? Почему Россия так много сделавшая для республик бывшего СССР – построившая промышленность, города, дороги, давшая современное образование отсталым народам, вдруг стала, непрошеным гостем, а русские, проживающие в этих республиках, и родившиеся там, вдруг стали изгоями, даже в братской славянской Украине? Это все плоды политики ассимиляции! Правительством России, Президентом РФ, Правительством РС(Я) и Президентом РС(Я) Штыровым В.А. издано много хороших и умных законов по улучшению жизни малочисленных народов. Но практика показывает, что написанные законы либо не афишируются, замалчиваются, противоречат друг другу или вообще игнорируются, к примеру, работниками рыбоохраны, которые вообще не признают ни каких законов, кроме своих собственных. Противопоставляют федеральные указы республиканским. Даже Президент РС(Я) Штыров В.А. с правительством им не указ. Справками, выданными на основании этих законов, советуют вытирать задницу. Инспектора соседнего района, работая у нас, искренне удивляются: "А что у вас еще и малочисленные народы сохранились?" В нормальном правовом государстве такие проблемы вообще не должны возникать или решаться на местном уровне силами прокуратуры и местной власти. В нашем районе на жалобы по ущемлению прав МНС никто реагировать не хочет. Удивляет и юридическая безграмотность и какая-то собачья безропотность моих земляков, которых штрафует рыбинспекция. Лишь один человек попытался опротестовать наложенный штраф на незаконный лов рыбы, но получил невразумительный ответ-отказ. По справке-разрешению на лов рыбы, выданной АКМНС, не возможно вывести рыбу за пределы района, например, посылку студенту в г.Якутск. Пост рыбинспекции в п.Белая Гора досматривает проходящие машины и там справка АКМНС официальным документом не признается. Да и по законной, по мнению рыбинспекции, любительской лицензии, в месяц человек имеет право поймать 2 чира и 5 омулей. При этом лицензий выдается ограниченное количество. И как издевательство можно считать разрешение по этой же лицензии поймать 155 ершей. Их в Индигирке единицы, поймать ерша в сеть это как поймать русалку. 45 щук, которую даже местные собаки не едят, как налима и хариуса из-за их специфического вкуса. 16 чукучанов - это вообще оскорбление рыбака. Или неизвестной нам рыбы - валёк, таймень. По сложившейся веками традиции местное население питалось в основном чиром, омулем, нельмой, ряпушкой. Создается впечатление, что перечень рыбы разрешенной к вылову составлял инопланетянин или человек, который совершенно не владеет ситуацией, и в порученном деле полный профан. Из этого же ряда можно считать требование ловить только одной сетью. Например, зимний лов подледной озерной рыбы чира - всем известной строганины, основного продукта зимнего стола МНС, лов который длится короткое время. Приехав за десятки км к месту установки сети, истратив десятки литров драгоценного топлива, по закону ты должен поставить одну единственную сеть, поймать пару рыб и больше не сметь. Ловить одной сетью в озере все равно, что ложкой в море черпать. Очевидно, что законы и запреты разрабатываются людьми далекими от занятия рыболовством. Собаководы России установили, что Индигирская лайка, предок аляскинской хаски, как вид вымерла. Юкагиры, всегда по традиции, содержавшие собак, третью часть своего запаса отдавали на прокорм упряжки. Про какое традиционное содержание упряжки, или просто собаки можно говорить, если тебе самому-то поесть не дают. Если рыбы достаточно много, для чего необоснованные, научно немотивированные запреты на лов. Если для будущего поколения, то очевидно не для наших детей и внуков, правнуков т.к. только когда мы будем полноценно питаться, жить по веками налаженным традициям, мы сможем воспроизвести полноценное потомство, продолжить род. Если сейчас нам предлагают сидеть у реки и голодать после тяжёлой зимы, авитаминоза, отсутствия солнца, то о каких потомках мы можем говорить? Я не согласен голодать и не кормить свою семью ради призрачной заботы о чьих-то потомках. Очевидно о потомках тех – кто придумывает эти запреты или о потомках тех, кто без нашего ведома продает нашу землю иностранцам и стрижет с этого деньги, данное время в районе нет магазина, где бы мы могли купить продукцию, этническую пищу - рыбу, мясо. Рыба, выловленная по квотам общинами района, вывозится за пределы района в г.Якутск. В нынешнее время кризиса, повышения цен на всё и вся, мы сами добывая и потребляя свою традиционную пищу, сохраним часть наших скудных финансовых средств и, может не будем обременять государство, выпрашивая какие-то дотации на существование. Наши предки в прошлые века смогли выжить за счет матери природы, неужели мы, живя в современном мире, обречены на медленное вымирание из-за чиновничьих запретов. Мы тоже люди, может в чем-то отличные, особенные, непонятные большинству, которое смеётся над нашим пониманием, образом жизни. Если бы только бездейственное презрение было бы нам помехой, но дети мировой цивилизации переучивают, перекраивают, ломают, заставляют малые народы жить по своим удобным для себя правилам. Мы - дети умершей цивилизации, дети природы, последние из человечества, кто сохраняет хрупкую связь с создавшей нас природой, живущие по её законам, не можем ни как втиснуться в отлаженную машину государственных законов. Мы МНС Аллаиховского района считаем, что запреты на лов рыбы, как осенние, так и весенние, необоснованными. Если научно-обоснованно будет доказано, что рыбы в реке Индигирка исчезают, мы согласны соблюдать ограничения, но не такие длительные, т.к. за наше короткое лето жители не успевают или пропускают ход рыбы. Разные породы рыб имеют разное время хода, и длительные запреты мешают нам производить запасы рыбы на зиму. Например, запрет с 20 сентября на лов ряпушки, распространенного вида рыб, приходится как раз на период наступления холодов, оптимальное время посола на зимнее время. Запретные и нерестоохранные полосы по реке Индигирка не установлены. В водоемах района нет научно обоснованного типового правила рыболовства, где были бы указаны сроки нереста, хода рыбы породно, сроки рыболовства. Федеральные типовые правила рыболовства для Южной и Средней полосы России к климатическим условиям побережья Восточно-Сибирского моря не подходят. В данных правилах не учтены условия проживания и традиционного природопользования МНС. Если во всем цивилизованном мире признается право коренных жителей на приоритетное использование биоресурсов (алеуты, эскимосы, австралийцы и др.) и по этому вопросу приняты соответствующие конвенции и Россия, признающая очевидно эти права, обязана правильно выполнять свои обязательства. Если хоть один чиновник, прочитав мою статью, стал более просвещеннее в проблемах МНС и это поможет ему в работе - я буду считать, что не зря старался. Своим же землякам советую, не забывайте о своих корнях, о своей Родине. Мы имеем законное право, защищаться и отстаивать свои права. Будьте смелее. Борис Этикенский Газета "Илкэн" №5, 2009 г., Республика Саха (Якутия) Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ 119415 Москва а/я 110 тел/факс: (495) 748-49-59 тел.: (495) 748-31-24 e-mail: raipon@raipon.org

Ответов - 0



полная версия страницы