Форум » Доска гласности » Пленарное заседание Комитета Совфеда прошло в Мурманске » Ответить

Пленарное заседание Комитета Совфеда прошло в Мурманске

Вендрю: Пленарное заседание Комитета Совфеда прошло в Мурманске http://www.b-port.com/news/item/69548.html 20 октября в Правительстве Мурманской области состоялось пленарное заседание Комитета Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов на тему «О реализации государственной политики в области социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации (на примере Мурманской области)». В мероприятии приняли участие члены Совета Федерации, депутаты областной Думы, представители федеральных министерств и агентств, Правительства Мурманской области, научных и общественных организаций. Вёл заседание председатель Комитета СФ по делам Севера и малочисленных народов Александр Матвеев. Открывая мероприятие, он подчеркнул, что проведение выездных заседаний позволяет глубже вникнуть в проблемы северных территорий, получить новые идеи для законотворческой работы, наладить более тесное взаимодействие и контакты с представителями государственных органов, деловых кругов, научной общественности регионов. А. Матвеев обратил внимание на важность принятия Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года и других программных документов. По его мнению, недостаточно учитываются в принимаемых государственных планах и программах, в том числе в проекте федерального бюджета на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов, в федеральном законодательстве, особенности жизнедеятельности в Арктической зоне и её роль. Александр Матвеев также заострил внимание на необходимости решения актуальных проблем в сфере рыболовства, энергетики, социальных вопросов. Спикер регионального парламента Евгений Никора выступил с докладом, который был посвящен вопросам совершенствования законодательства в области социально-экономического развития Арктического региона и разработке системы мер по предоставлению налоговых и иных преференций для развития Арктической зоны РФ. Он отметил, что вопросы развития российской Арктики сегодня стали приоритетными направлениями деятельности Правительства России и регионов арктической зоны нашей страны. Приоритетными направлениями для Кольского полуострова являются проекты освоения Штокмана и возрождение Северного морского пути. Евгений Никора отметил необходимость завершения разработки нормативной правовой базы использования государственного атомного ледокольного флота для обеспечения функционирования Северного морского пути. Глава регионального парламента подчеркнул важность развития атомного ледокольного флота и обеспечения его квалифицированными кадрами. Он высказал пожелания, чтобы на федеральном уровне сохранили социально-материальные стимулы для экипажей судов, работающих в арктических широтах. Он также обратил внимание на важность реализации проекта по комплексному развитию Мурманского транспортного узла. Для решения проблем Арктики необходимо гармоничное сочетание ресурсов государства, бизнеса и местного самоуправления. По мнению спикера Думы, в федеральные нормативные правовые акты требуется внесение разделов, которые отражали бы специфику районов Севера и Арктики. Спикер Думы отметил необходимость внедрения нормы по дифференцированной налоговой системе для месторождений Арктической зоны. Серьёзным шагом в этом направлении явился проект федерального закона, вносящий изменения в Налоговый кодекс РФ и иные законодательные акты в связи с осуществлением мер по развитию газодобычи на континентальном шельфе России. Он внесён группой депутатов Государственной Думы ФС РФ, в том числе, В. А. Язевым и И. К. Чернышенко. Евгений Никора подчеркнул важность поддержки этого законопроекта. Глава парламента также обратил внимание на необходимость развития нормативной правовой базы приграничного сотрудничества. Член Совета Федерации, представитель Мурманской областной Думы Вячеслав Попов подчеркнул возрастающее значение в современных условиях такого важнейшего фактора, как защита интересов России в мировом океане, в том числе, в Арктике. В числе приоритетов государственной политики в этом направлении он отметил необходимость силового обеспечения защиты интересов российских рыбаков, ведущих здесь промысел водно-биологических ресурсов. Участники заседания также заслушали доклады представителей Правительства области, научного сообщества, федеральных ведомств, общественности. В них шла речь о развитии инфраструктуры Мурманской области с целью создания условий по обеспечению экспорта транспортных услуг РФ, направлениях инновационной политики и экономического развития российской Арктики, государственной политике в области рыболовства, о мерах по поддержке коренных малочисленных народов Севера. В принятом решении комитет СФ РФ одобрил ряд рекомендаций в адрес Правительства РФ, Совета Федерации, органов государственной власти Мурманской области. В частности, Правительству РФ предложено ускорить разработку и утверждение Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и государственной программы «Экономическое и социальное развитие Арктической зоны Российской Федерации на 2011-2020 гг.», рассмотреть ход реализации действующих федеральных целевых программ, направленных на социально-экономическое развитие Мурманской области, в т.ч. по газификации Мурманской области, создания объектов малой энергетики, разработать комплекс мер государственной поддержки развития транспортной инфраструктуры Арктической зоны (морских портов, аэропортов, посадочных площадок, автомобильных и железных дорог общего пользования), утвердить проект создания на территории Мурманской области национального парка «Хибины", сообщает пресс-служба областной Думы.

Ответов - 7

Вендрю: Участники заседания также заслушали доклады представителей Правительства области, научного сообщества, федеральных ведомств, общественности. В них шла речь о развитии инфраструктуры Мурманской области с целью создания условий по обеспечению экспорта транспортных услуг РФ, направлениях инновационной политики и экономического развития российской Арктики, государственной политике в области рыболовства, о мерах по поддержке коренных малочисленных народов Севера. И кто же делал доклад и на чем он основывался? Послушать бы этот доклад. Наверняка на сайте комитета будет стенограмма и документы выездного заседания. Обязательно ознакомим общественность с этим докладом. В принятом решении комитет СФ РФ одобрил ряд рекомендаций в адрес Правительства РФ, Совета Федерации, органов государственной власти Мурманской области. В частности, Правительству РФ предложено ускорить разработку и утверждение Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и государственной программы «Экономическое и социальное развитие Арктической зоны Российской Федерации на 2011-2020 гг.», рассмотреть ход реализации действующих федеральных целевых программ, направленных на социально-экономическое развитие Мурманской области, в т.ч. по газификации Мурманской области, создания объектов малой энергетики, разработать комплекс мер государственной поддержки развития транспортной инфраструктуры Арктической зоны (морских портов, аэропортов, посадочных площадок, автомобильных и железных дорог общего пользования), утвердить проект создания на территории Мурманской области национального парка «Хибины", сообщает пресс-служба областной Думы. И ни слова о коренных народах. Неужели у нас все так гладко и хорошо? Предложу Михаилу Задорнову (благо мы друзья в соцсети) написать фельетон о том как чиновники боятся маленьких саамских женщин и постоянно бегают от них.

Вендрю: http://www.raipon.info/component/content/article/1-novosti/2419-2011-10-18-18-03-43.html#addcomments Выездное заседание Комитета Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов 18.10.2011 21:03 Администратор Новости Печать 20 октября 2011 в Мурманске Комитет Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов проведет выездное заседание на тему «О реализации государственной политики в области социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации (на примере Мурманской области)». Откроет и проведет мероприятие председатель Комитета СФ Александр Матвеев. Повышенные издержки производства и жизнеобеспечения в Арктической зоне не учитываются в должной степени в налоговой и бюджетной политике. В результате значительная часть арктических территорий, производя высоколиквидную экспортную продукцию, является дотационной. Действующая система перераспределения доходов между субъектами РФ через федеральный бюджет не решает проблемы выравнивания бюджетной обеспеченности регионов. Это не позволяет многим территориям решать вопросы не только социально-экономического развития, но и текущего жизнеобеспечения. Участники выездного заседания рассмотрят меры законодательного регулирования существующих проблем. Программой мероприятия предусмотрено посещение Кислогубской приливной электростанции, где пройдет «круглый стол» на тему «Проблемы и перспективы использования местных, возобновляемых и альтернативных источников энергии для жизнеобеспечения арктических территорий Мурманской области». В мероприятии примут участие руководители исполнительных и законодательных органов власти субъектов РФ, представители местного самоуправления, научных и общественных организаций. Телефоны Пресс-службы: (495) 692-18-77, 692-56-04, 692-75-25 факс: 692-43-05 Пресс-служба Совета Федерации

Вендрю: http://severcom.ru/ 20 октября 2011 года Комитет Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов провел в г Мурманске выездное заседание комитета по вопросу «О реализации государственной политики в области социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации (на примере Мурманской области)». Открыл вступительным словом и вел заседание председатель Комитета Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов А.С. Матвеев С приветствиями к участникам заседания обратились Председатель Мурманской областной Думы Е.В. Никора и первый заместитель Губернатора Мурманской области Н.О. Портная. Участники заседания заслушали доклады Министра экономического развития Мурманской области С.А. Агаркова и Председателя Мурманской областной Думы Е.В. Никоры. В обсуждении выступили: Ю.В. Чуйков - министр транспорта и связи Мурманской области, В.С. Селин - руководитель отдела Института экономических проблем им. Г.П.Лузина Кольского научного центра РАН, О.А. Шилкина - референт Минэкономразвития России, Т.Н Лепехина - советник Департамента стратегического планирования Минрегиона России, В.В. Балашов - руководитель Баренцево-Беломорского территориального управления Федерального агентства по рыболовству, В.К. Зиланов - председатель Координационного совета рыбной промышленности Северного бассейна, Н.И. Чупрова - руководитель Центра народов Севера Мурманской области, Г.И. Стратий - генеральный директор Ассоциации поставщиков нефтегазовой промышленности "Мурманшельф", И.Л. Шпектор - президент Союза городов Заполярья и Крайнего Севера, В.А. Попов - Председатель Комиссии Совета Федерации по национальной морской политике.


Вендрю: Вступительное слово председателя Комитета Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов А.С. Матвеева на заседании комитета в г. Мурманске 20.10.2011 г. Уважаемые участники выездного заседания! Прежде всего, я хотел бы от себя лично и моих коллег - членов Совета Федерации, поприветствовать всех присутствующих, пожелать всем здоровья и благополучия и выразить искреннюю признательность руководителям органов государственной власти Мурманской области за предоставленную возможность посетить Мурманск и провести здесь заседание комитета. Хочу отметить и думаю, коллеги согласятся со мной, что нам была предложена интересная программа, и деловая, и познавательная части которой очень насыщены и позволили получить большой объем впечатлений и информации, который мы будем обязательно использовать в своей дальнейшей работе. Большое спасибо за теплый радушный прием и создание хороших условий для работы. Сегодня мы проводим выездное заседание Комитета Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов по вопросу «О реализации государственной политики в области социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации (на примере Мурманской области)». Проведение выездных заседаний в различных северных регионах стало традицией нашего комитета. В июне текущего года мы проводили заседание в Архангельской области, и оно было посвящено вопросам использования природных ресурсов, охраны окружающей среды, развития туризма. Проведение выездных заседаний позволяет нам глубже вникнуть в проблемы северных территорий, получить новые идеи для нашей законотворческой работы, наладить более тесное взаимодействие и контакты с представителями государственных органов, деловых кругов, научной общественности регионов. Как нам представляется, тема нашего сегодняшнего заседания в высшей степени актуальна. Вопросам российского присутствия в Арктике, социально-экономическому развитию Арктической зоны Российской Федерации в последнее время уделяется очень много внимания. Арктическая зона, в силу своих природных богатств, географического расположения и обширности территории, экономического потенциала, имеет важнейшее значение для устойчивого развития России, обеспечения ее геополитических интересов, обороноспособности, экологической безопасности. И после утверждения Президентом Российской Федерации в сентябре 2008 года Основ государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, которыми определены главные цели, основные задачи и стратегические приоритеты государственной политики в Арктике, проведено большое число различных мероприятий, конференций, форумов, заседаний, посвященных арктической теме. Значительная их часть проходила в Мурманске. Но я бы хотел сказать, что комитет проводит это заседание не для того, чтобы отметиться в этой череде мероприятий. Все семнадцать лет своей деятельности комитет активно занимался арктическими проблемами, а за последние три года мы провели целый цикл парламентских слушаний и «круглых столов», на которых обсуждались вопросы совершенствования гарантий и компенсаций, трудовых отношений, подготовки и привлечения кадров, охраны здоровья, состояния инфраструктурных отраслей, организации местного самоуправления и других направлений государственной политики в Арктической зоне. В принятых на этих мероприятиях рекомендациях обобщены предложения арктических территорий, научных коллективов, экспертов, и они направлены в Правительство Российской Федерации, профильные министерства и ведомства. Должен также отметить, что, когда мы весной планировали тему выездного заседания, то предполагали, что ко времени его проведения Правительством Российской Федерации будет утверждена Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года, и можно будет обсудить хотя бы проект Государственной программы развития Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года. На заседании комитета вместе с мурманскими коллегами мы предполагали заняться тем, что нам ближе всего – вопросами законодательного обеспечения развития Арктической зоны. Но, к сожалению, названные документы до настоящего времени не приняты, хотя их реализация должна была начаться еще в прошлом году. Отсюда возникает вопрос, если за три года со времени утверждения Президентом России Основ государственной политики в Арктике не подготовлен основополагающий документ его реализации – Стратегия, то сколько еще времени потребуется для разработки более конкретных программных документов, и насколько вперед за это время уйдут другие страны, в том числе и неарктические, которые интенсивно реализуют программы освоения Арктики? Я бы попросил представителя Минрегиона, уполномоченного представлять министерство на нашем заседании, во время своего выступления проинформировать, какова же перспектива утверждения этих программных для социально-экономического развития Арктической зоны документов? Думаю, что никто в этом зале не будет спорить с тем, что в силу своих специфических факторов Арктическая зона нуждается в особом правовом регулировании. Однако особенности жизнедеятельности в Арктической зоне и ее роль недостаточно учитываются в принимаемых государственных планах и программах, в том числе в проекте федерального бюджета на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов, в федеральном законодательстве. Позиция нашего комитета такова, что большая часть основополагающих правовых норм не будут эффективны, объективны и справедливы, если при их реализации не будет учитываться специфика арктических и северных территорий. Помимо федеральных законов, регулирующих отношения, характерные только для северных территорий, в значительной части законодательных актов должны быть отдельные главы и статьи, устанавливающие специфические особенности исполнения этих законодательных актов в отношении районов Севера и Арктики. Должен сказать, что еще в 1998 году нашим комитетом был разработан проект федерального закона «Об Арктической зоне Российской Федерации», которым предлагалось установить границу Арктической зоны, ее статус, особенности налогообложения, природопользования, межбюджетных и трудовых отношений, ограничения хозяйственной деятельности, другие организационные, правовые и финансовые меры государственной поддержки жизнедеятельности на этой территории. Этот законопроект дважды вносился в Государственную Думу, но не был поддержан. Как известно, Основами государственной политики в Арктике предусмотрено подготовка нормативных правовых актов, уточняющих границы Арктической зоны, и поставлена задача совершенствования с учетом национальных интересов Российской Федерации и специфики региона законодательства в сферах социально-экономического развития, охраны окружающей среды, военной безопасности и т.д. Считаем, что обе эти задачи должно быть решены в одном комплексном законодательном акте «Об Арктической зоне Российской Федерации». В противном случае процесс создания законодательства, необходимого для реального социально-экономического развития Арктической зоны, растянется на длительное время. Районы Арктической зоны неоднородны по состоянию экономики и социальной сферы. Наряду с высокоразвитыми районами, в основном в местах добычи и переработки полезных ископаемых, значительная часть территории Арктической зоны остается депрессивной, характеризуется низким уровнем развития экономики, инфраструктуры и жизни населения, нерешенностью экологических проблем. Кроме того, природно-климатические особенности и уровень освоенности отдельных территорий, например, европейской и дальневосточной частей Арктической зоны в значительной степени различны. Поэтому в государственной политике в области социально-экономического развития Арктической зоны должен быть применен дифференцированный подход. Стратегическое значение для настоящего и будущего социально-экономического развития Арктической зоны имеет Мурманская область, обладающая развитой экономикой, значительными запасами природных ресурсов, выгодным географическим расположением, высоким кадровым потенциалом. Знаем, что органами государственной власти области реализуется Стратегия социально-экономического развития Мурманской области до 2025 года, принятая 26 августа 2010 года. Основу экономики области составляют горнодобывающая промышленность, рыбохозяйственный комплекс, энергетика и транспорт. Думаю, что в докладах и ходе обсуждения немало будет говориться о проблемах и перспективах этих отраслей. Сегодня очевидно, что дальнейшее развитие экономики области в значительной степени связано с реализацией в Арктической зоне крупнейших стратегических инвестиционных проектов, таких как освоение Штокмановского газоконденсатного месторождения. И поэтому вполне понятны и заслуживают поддержки планы правительства области, используя инновационный и высокотехнологичный потенциал реализуемых в Арктической зоне стратегических проектов, стимулировать формирование в области ряда кластеров, связанных с добычей ресурсов на шельфе, разработкой запасов руд и транспортной логистикой. Находясь в Мурманске, конечно же нельзя не говорить о рыболовстве. На долю области приходится 15% добываемой в стране рыбы и рыбных продуктов, а в прошедшем году был достигнут рекордный за последние 15 лет вылов водных биоресурсов. Известны в целом проблемы рыбаков. Наш комитет всегда рассматривал и поддерживал законодательные инициативы Мурманской областной Думы, направленные на стимулирование строительства новых современных рыбопромысловых судов, перерабатывающих предприятий, прибрежного рыболовства. К сожалению, эти инициативы не были приняты. На заседании присутствует представитель Росрыболовства, может быть он сможет объяснить, почему его ведомство не поддерживает конструктивные региональные инициативы и при этом не предлагает ничего своего для решения названных проблем. Серьезнейшей проблемой, сдерживающей социально-экономическое развитие арктических регионов, является неразвитая транспортная инфраструктура. Эффективное функционирование транспортного комплекса в Арктике является необходимым условием роста экономики и освоения его уникальных природных ресурсов, улучшения условий и уровня жизни населения и укрепления национальной безопасности России. По сравнению с другими территориями Арктической зоны Мурманская область располагает наиболее развитой транспортной инфраструктурой. Незамерзающий морской порт Мурманска фактически является морскими воротами Арктики, откуда начинается Северный морской путь. В Мурманске базируется атомный ледокольный флот и обслуживающие его предприятия. Новый мощный импульс для дальнейшего развитие транспортного комплекса региона даст начало разработки месторождений на шельфе арктических морей. Мы знаем, что в области реализуется проект «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла», в прошлом году принято постановление Правительства Российской Федерации о создании портовой особой экономической зоны «Мурманск». Принципиальным вопросом развития арктического транспорта является проблема использования Северного морского пути. Я не буду останавливаться на роли и значении Северного морского пути, хотел бы только отметить, что о восстановлении Северного морского пути говориться уже много лет, а реальных шагов сделано очень мало. Думаю, мы должны сказать об этом в решении нашего заседания комитета. Большая часть территории Арктической зоны находится в зоне децентрализованного энергоснабжения. В ряде северных городов и поселков энергоснабжение осуществляется, в основном, электростанциями малой мощности и котельными. Многие из них выработали свой ресурс, используют устаревшие технологии, требующие повышенного расхода топлива. Практически не развиты отрасли нетрадиционной энергетики, основанные на возобновляемых источниках энергии. Мурманская область обладает достаточно мощной энергосистемой, которая не только полностью обеспечивает потребности региона, но и экспортирует электроэнергию. В то же время остро стоят вопросы газификации, в структуре расходуемого топлива около 80% составляет мазут. Следствием этого являются высокие тарифы на тепловую электроэнергию. Поэтому нам надо поддержать обращение к Правительству Российской Федерации о принятии мер, направленных на снижение мазутозависимости энергетики Мурманской области. Реализация экономических интересов России в Арктике невозможны без сохранения и развития ее уникального человеческого потенциала – людей, адаптированных к проживанию и работе в экстремальных климатических условиях. В то же время, действующая в настоящее время система социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим и проживающим в Арктической зоне, не в полной мере обеспечивает уровень возмещения физических, моральных и материальных затрат, связанных с проживанием в экстремальных природно-климатических условиях. Уровень и качество жизни населения большинства северных территорий в сравнении с другими регионами страны остаются более низкими, ухудшается демографическая ситуация, сокращается численность населения многих районов. Для Арктической зоны состояние окружающей среды в условиях возрастающего антропогенного воздействия заметно ухудшается. Я уже говорил, что мы подробно рассматривали эту проблему в июне в Архангельской области. Но необходимо отметить, что в Мурманской области сохраняется очень сложная ситуация с охраной окружающей среды, состоянием экологической безопасности, решением вопросов качества очистки и обеззараживания поставляемой населению воды. Новой проблемой становится обеспечение экологической безопасности при транспортировке и перевалке нефти и нефтепродуктов. Повышенные издержки производства и жизнеобеспечения в Арктической зоне не учитываются в должной степени в налоговой и бюджетной политике, в межбюджетном регулировании. В результате этого значительная часть арктических территорий, производя высоколиквидную экспортную продукцию, являются дотационными. В то же время действующая система перераспределения доходов между субъектами Российской Федерации через федеральный бюджет не обеспечивает эффективного решения проблемы выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации. Существующее положение в этой сфере не позволяет многим территориям решать вопросы не только социально-экономического развития, но и текущие проблемы жизнеобеспечения. Еще более сложная ситуация по формированию бюджетных доходов складывается в муниципальных образованиях, где очень низок уровень собственных доходов. В заключение хотел бы отметить, что в рамках выездного заседания были проведены рабочие встречи, в ходе которых обсуждались конкретные проблемы, связанные с темой нашего заседания. Вчера нам удалось побывать на Кислогубской ПЭС, и мы там провели «круглый стол» по проблемам нетрадиционной энергетики. Надеюсь, что в ходе обсуждения мы сможем более обстоятельно остановиться на проблемах развития Мурманской области.

Вендрю: И ни слова о коренных народах!!!!

Вендрю: Великий Язев – не «паровоз», а «атомный ледокол» списка «ЕР» от Мурманской области, Александр Матвеев, сенатор СФ http://nord-news.ru/murman_news/2011/10/20/?newsid=21224 Как мы уже сообщали, в Мурманской области уже третий день проходит выездное заседание комитета Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов. Сегодня в зале регионального правительства председатель этого комитета Александр Матвеев (фото 2) провел совещание на тему: «О реализации государственной политики в области социально-экономического развития Арктической зоны РФ (на примере Мурманской области)». В своем выступлении Александр Сафронович напомнил, что комитет «по северам» СФ занимается вопросом «проведения» проекта Стратегии развития Арктики через Государственную думу, чтобы придать ему статус федерального закона с 2008 года. Но пока не удачно. Ожидается, что нижняя палата парламента до конца нынешнего созыва примет этот закон. «Необходимо, чтобы РФ имела четко выраженный и законодательно закрепленный приоритет развития Арктического региона», - высказал свою точку зрения спикер Мурманской областной думы Евгений Никора (фото 4, справа). «В документе будут определены границы Арктической зоны, куда Мурманская область хочет войти всей территорией», - добавила первый заместитель губернатора Наталья Портная (фото 3, слева). Александр Сафронович, Наталья Олеговна и Евгений Викторович в перерыве заседания ответили на интересующие журналистов вопросы. - Александр Софронович, вы объездили всю страну, за три дня пребывания здесь Мурманская область вас чем-то удивила? - Я здесь уже во второй раз. Раньше, в январе 2004 года, проводил в Мурманске выездное заседание комитета по вопросам приграничного взаимодействия. При посещении любой северной территории, начиная с Чукотки, мы стараемся смотреть не «потемкинские деревни», а то, что есть в реальности. Деградация за последние десятилетия видна невооруженным глазом. Я на Севере с 1966 года, пришел в СФ от Якутии, и для меня на Крайнем Севере практически нет белых пятен. Но то, что вчера увидел на Кислогубской приливной электростанции, которую аргументировано и грамотно представил главный инженер Магомед Нурмагомедов, поразило. Сейчас же у нас инженеров-управленцев в стране на руководящих производственных постах почти нет, только менеджеры. А на Кислогубской ПЭС я увидел грамотного инженера, так же как и на атомном ледоколе - Вячеслава Рукшу, директора Росатомфлота. Это не экономист, не финансист, не менеджер с непонятными функциями, а специалист, владеющий знаниями и опытом - тем, ради чего он получал образование, и чем в соответствии со своим образованием занимается. Поразили оба этих объекта, впечатления получил исключительно интересные. - Вы в своем выступлении на открытии сегодняшнего заседания отметили большой отток в среднюю полосу и за рубеж не только специалистов, а вообще людей, проживающих на Севере. Скоро нас, как и краснокнижных животных, тоже, может быть, придется охранять и сохранять? - Какие бы катаклизмы в стране не происходили, этого не произойдет. Поморы и лопари, пробиваясь сквозь льды, шли на Север, чтобы его осваивать. Кстати, мы всегда вспоминаем Ломоносова, говоря, что могущество России будет прирастать Севером, забывая завершить его цитату: «и просторами Северного Ледовитого океана». Сейчас отток населения с Севера сокращается, и эта динамика сохранится. Особенно много людей выезжало в середине 90-х - начале 2000-х годов. В Мурманске было 437 тысяч человек населения, осталось 315 тысяч. Нам северян сохранять не придется, я надеюсь. Сейчас все зациклились на Штокмане, но сроки его освоения все отодвигаются. Сначала должны были пустить первый газ в 2014 году, теперь обещают в 2016-м. Дай бог, если к 2017-2018 году начнем осваивать месторождение. Противников этого проекта гораздо больше, чем вы себе представляете. - Кто эти недоброжелатели? - Наши конкуренты, в первую очередь - северные соседи. До 60-х годов норвежцы не были особо богатыми, а когда у них появились нефть и газ, то не кинулись разбазаривать деньги, а сразу создали фонд будущих поколений. Четыре миллиона населения Норвегии - это один наш Краснодарский край. Не надо кого-то копировать, Россия - большая страна. И чем дольше мы не будем заниматься Штокманом, тем больше у Норвегии будет дивидендов. Среди российских противников - это рыбаки, экологи. Но нельзя добывать полезный компонент и совсем не наносить ущерба природе, Это надо понимать. Задача эксплуатационников месторождений - минимизировать ущерб природе. Поскольку был отток населения с Севера, то многие территории становятся обезлюженными, а природа не терпит пустоты. В какой-то момент будет ставиться вопрос: если Россия не в состоянии осваивать свои пространства, то надо бы ей с кем-то поделиться. На Шпицбергене работали раньше только норвежцы и россияне, а сейчас на архипелаге открывают научные станции десятки стран мира. Китайский ледокол «Красный дракон» уже несколько походов совершил в северные широты. Поэтому Россия будет заниматься своим Севером. - Согласен, что не Штокманом единым жива Мурманская область, и все же мы сделаем все, чтобы газ пошел не в 2017-2018 году, а в 2016-м, - сказал Евгений Никора. - Насколько известно, вы, Александр Сафронович, поедете завтра в центр Мурманской области? Там что хотите увидеть? - Программу работу нашего комитета мы готовили давно, созвонились с Евгением Викторовичем (Никорой). Членом комитета «по северам» является сенатор от Мурманской области Андрей Григорьевич Гурьев, который и предложил посетить горное производство в Кировске. - Мы говорили вчера с Александром Софроновичем о реализации программы моногородов Мурманской области - Ковдора и Ревды, - добавил Евгений Никора. - Но есть и другие моногорода, подавшие соответствующие заявки в правительство РФ, но не вошедшие в официальный перечень. Кировск, как один из моногородов, является удачным примером сотрудничества между градообразующим предприятием, муниципальным образованием и региональной властью. Но, тем не менее, там есть заняться. Сегодня с утра в Мурманской областной думе мы обсуждали перспективы развития аэропорта «Хибины» и туристического горнолыжного кластера «Большой Вудъявр». Профильный комитет СФ должен знать, как живут в муниципальных образованиях северных регионов. - В Академии народного хозяйства и госслужбы при президенте РФ есть Центр социального развития Севера, - сообщил журналистам Александр Матвеев. - Я рекомендовал первому заместителю главы вашего региона и спикеру областной думы заключить соглашение с этим центром. - Для РФ Арктические регионы нужны, кто-то их должен осваивать, - подтверждает мнение сенатора спикер облдумы. - Чтобы люди никуда отсюда не уезжали, должны быть налоговые преференции, обеспечена комфортность проживания. - Детские лагери хотим приобретать на юге страны для летнего отдыха, - добавила Наталья Портная. - Такая статья расходов есть в «народном бюджете». Надеемся, что комитет СФ «по северам» поможет создать особую туристско-рекреационную зону «Хибины», подстегнет к принятию Госдумой федерального закона по стратегии Арктической зоны, от чего выиграет и Мурманская область. - Дело идет к выборам, - напомнил Александр Матвеев, - и я должен сказать, что у вас в сенате есть активные лоббисты - адмирал Вячеслав Попов и великий Язев (Валерий Афонасьевич, зампредседателя Госдумы. - Авт.). У вас есть все шансы получить, что просите. Везет ведь «паровоз», «тепловоз» или «электровоз». А у вас есть «атомный ледокол». Реализуется, конечно, не все, что наметили, но вода камень точит.

Вендрю: Да жили мы здесь тысячелетиями, а не осваивали Север.



полная версия страницы