Форум » Доска гласности » Саамский туризм. Черный список. » Ответить

Саамский туризм. Черный список.

Вендрю: Выкладываем информацию о саамском туризме, который искажает саамскую культуру. Приветствуются точные координаты, фото. Кто не может сообщить, пишем на почту monsaami@gmail.com Вконтакте http://vk.com/saami Фейсбук https://www.facebook.com/monsaami

Ответов - 4

Вендрю: Вот такой он какой саамский туризм в Кировско-апатитском районе? Кто проводит? Неужели все теже клоуны? http://shot.qip.ru/00PHoS-4MgWBRNdj/ http://shot.qip.ru/00PHoQ-3hT9jS7dK/ http://shot.qip.ru/00PHoR-3HJfTsocT/ http://shot.qip.ru/00PHoP-1hjWejXeB/ http://murman.tv/news/24264-vremya-otkryvat-murmanskuyu-oblast-chto-predlozhit-zapolyare-dlya-turistov.html По четвергам Кировск и Апатиты готовят саамское шоу, песни, хороводы, мастер-класс по изготовлению игрушек, спектакль и научную презентацию.

Вендрю: Этнографический туризм в Мурманской области или использование культуры народа саами. Хочу высказать точку зрения, как представитель коренного малочисленного народа саами Кольского полуострова саами по вопросу использования в коммерческих целях культуры своего народа туркомпаниями. И затрону вопрос саамского национального костюма. Вопрос сложный и простой. Но всё по порядку. Прочитал новость http://www.interfax-russia.ru/NorthWest/news.asp?id=681003&sec=1671 «Так, туристам, которые приехали в Кировско-Апатитский район на горнолыжные курорты Хибинских гор, будет предложено развлекательное шоу с саамскими играми, шаманскими плясками, снежными битвами и дегустацией блюд северной кухни». Что за саамское шоу? Для меня этот вопрос заинтересовал. Мною было отправлено письмо 12 декабря 2015 года на имя председателя комитета культуры Мурманской области с просьбой предоставить информацию о данном мероприятии и кто из саами будет представлять саами. Председателю комитета по культуре и искусства Мурманской области Ершову С.Б. От директора Фонда саамского наследия и развития вице-президента Союза саамов Данилова А.Ф. Сергей Борисович, Очень замечательно, что культуре коренного малочисленного народа Мурманской области саами уделяется много внимания. С удовольствием узнал из источника http://www.interfax-russia.ru/NorthWest/news.asp?id=681003&sec=1671#.VmdvGH_sfXM.facebook «…….В Мурманской области с 15 декабря по 30 апреля планируется реализовать пилотный проект по развитию культурно-познавательного туризма, сообщил журналистам председатель регионального комитета по культуре и искусству Сергей Ершов. .......будет предложено развлекательное шоу с саамскими играми, шаманскими плясками, снежными битвами и дегустацией блюд северной кухни. Желающие смогут пойти на мастер-класс с изготовлением сувениров по мотивам саамских преданий ......» Народ саами очень трепетно относится к своей культуре. Особенно к искажению и использованию в коммерческих целях. Поэтому надеюсь, что саамская культура будет представлена представителями саами или при непосредственном их участии. Отдельно отмечу, что у народа саами не было "шаманских плясок". Надеюсь, что это было просто ошибкой корреспондентов. На основании вышеизложенного прошу предоставить следующую информацию: Была ли проведена консультация с представителями народа саами об использовании культуры и предметов культуры саами в коммерческих целях? Привлекаются ли представители саами или организаций саами для реализации этого замечательного проекта? Со своей стороны мы предлагаем взаимодействовать по этому вопросу и другим вопросам сохранения и развития культуры и самобытности коренного малочисленного народа саами. Получил ответ 28.12.2015г. из комитета по культуре и искусству Мурманской области, в котором говорится: «Действительно, мероприятия, представляющие саамскую культуру, запланированы в рамках пилотного проекта. Они будут проводится с 15 декабря 2015 года по 30 апреля 2016 года еженедельно на базе учреждений культуры , расположенных на территории села Ловозера.» Хороший ответ. Значит в Кировско-Апатитском районе не проводятся такие мероприятия? Не тут то было!!!! Пришло в саамской рассылке письмо 17 декабря 2015 года от председателя недавно созданного Союза российских саами Сергея Николаева: Наверняка кто-то из вас уже видел этот сюжет: http://murman.tv/news/1944-istoriya-ekostrovskogo-pogosta-v-zagadkah-legendah-predaniyah-saamov.html Так же читал эту статью: http://www.interfax-russia.ru/NorthWest/news.asp?id=681003&sec=1671 Процитирую немного: "На сегодня в пилотный проект включено около 20 интерактивных и экскурсионных программ. Так, туристам, которые приехали в Кировско-Апатитский район на горнолыжные курорты Хибинских гор, будет предложено развлекательное шоу ссаамскими играми, шаманскими плясками, снежными битвами и дегустацией блюд северной кухни. Желающие смогут пойти на мастер-класс с изготовлением сувениров по мотивам саамских преданий или прокатиться на лошадях по Полярно-альпийскому ботаническому саду. Завершением дня может стать посещение джаз-гостиной во дворце культуры Кировска." Казалось бы ничего плохого в этом нет... Все просто замечательно, саамские игры, кухня и прочие пляски, но... В аттаче приложу несколько фотографий для тех, кто еще не видел это (фото взял из фейсбук, да простят меня авторы). Это больше напоминает цирк шапито... "Союз Российских Саами" считает неприемлемым использование элементов саамской культуры и одежды в подобных представлениях! В сюжете сказано, что это стилизация, но, на наш взгляд, это не имеет ничего общего даже со стилизацией! Ряженые клоуны, которые представляют себя туристам как саами! Подумайте, ведь по этому действу приезжие люди будут судить о нашем народе! Надо предпринимать какие-то шаги, которые способны защитить нашу культуру от подобных моментов. С уважением, Сергей Николаев "Союз Российских Саами" Просмотрел видеосюжет и прилагаемые фото!!! Я пришел в ужас!!!! В нашей саамской рассылке news_KNSS@googlegroups.com это обращение вызвало резонанс и саами осуждили такое использование саамской культуры, искажение, а попросту оскорбление нашего народа. Многие говорят: занимайтесь сами, кто Вам мешает? Отвечу, у нас есть саамские предприниматели, общины, которые занимаются этим: Иван Головин, Семен Большунов, Света Матрехина..... список огромен. Я уже писал письмо в прокуратуру по поводу выступления ансамбля Радость на 75-летие Мурманской области. Тот же комитет по культуре ответил, что это не танец саами, а сборный народов Севера. Было выступление на конкурсе красоты девушке в розовой ночнушке с мехом, костюм представлен как саами народа. КНСС не раз предлагал создать совет хранителей культуры или совет старейшин задействовать. Но не услышано было. И получили уже открытие таких турпродуктов. Поэтому как предложение: закрепить законодательно право на использование костюмов и культуры саами за саами. Тем более это было решение Союза саамов на конференции Рованиеми. Обращаюсь к губернатору Мурманской области, правительству Мурманской области, туркомпаниям, общинам, саамским активистам и другим заинтересованным лицам: давайте сядем за стол переговоров и проведем круглый стол. На котором мы обсудим данную проблему и выработаем итоговый документ, в котором отразим нашу точку зрения и будем придерживаться в дальнейшем. Данилов Андрей вице-президент Союза саамов (международная неправительственная организация народа саами http://www.saamicouncil.net/).

Вендрю: Выдержки из документа Союза саамов. Декларация Рованиеми, Финляндия 2008 год Культурное наследие 1. Народ Саамы имеет право владеть, контролировать и развивать своё культурное наследие, материальное и нематериальное, включая генетические ресурсы, традиционное знание и традиционные культурные обряды. Государство должно уважать это право и воплощать его посредством государственного законодательства и политики. Таковое законодательство должно разграничивать сферу культурного наследия Саамов и направлять любого не Саама желающего использовать элементы культуры Саамов в надлежащее Саамское учреждение, указанное самими Саамами. Для исполнения этого права государства должны также убедиться в том, чтобы их собственные деяния, как и деяния частного сектора, потенциально влияющие на культуру Саамов, допускались только после тщательной оценки их воздействия на эту культуру; 2. Частный сектор также должен уважать право народа Саамы на владение собственной культурой и не должен использовать элементы Саамской культуры без получения на то предварительного, добровольного и информированного согласия народа Саамы. Частному сектору, включая индустрию туризма, должно воздержаться от уничижительного использования культуры Саамов, поскольку это является непосредственной угрозой культурной самобытности Саамов, и особенно вредоносно для Саамского юношества; 3. Намерение состоит не в установлении полной исключительности культуры Саамов. Саамы с гордостью делятся элементами своей культуры, если это происходит с их согласия и на их условиях; 4. Культурное наследие Саамов - живая культура, состоящая в основном в традиционном образе жизни народа Саамы, использовании земли и природных ресурсов. Государства должны почитать это, предусматривая сохранение и развитие Саамского традиционного землепользования; 5. Меры по защите Саамского культурного наследия должны учитывать что Саамская культура - живая, неотъемлемая часть самобытности Саамов. Это, во-первых и в основном, ценный культурный вклад, который никогда не должен быть заморожен в какой-либо конкретный период времени; 6. Важными частями культурного наследия Саамов наделён народ Саамы в целом. Вследствие этого, ни одно представляющее нацию Саамов учреждение не может в одностороннем порядке принимать решения, касающиеся этих частей без консультации с народом Саамы вообще; 7. Индустрия туризма не должна обрисовывать культурный ландшафт Саамов, как не согласующуюся с реальностью картину. Индустрия ни в коей мере не должна стереотипировать культуру Саамов, а должна принимать во внимание, что Саамы - народ, а не коммерческий продукт. Культура Саамов должна в первую очередь и в основном быть представлена живущими местными национальными Саамскими образованиями, а не выставляться в музеях; 8. Традиционная одежда Саамов - в своих разнообразных формах - неотъемлемая часть коллективной самобытности народа Саамы, а также самобытности конкретного саама. Поэтому она никогда не должна носиться не-саамами в нарушение Саамских предписаний на этот случай. Индустрия туризма, в частности в Финляндии, должна немедленно прекратить любое дальнейшее незаконное присвоение традиционной одежды Саамов; 9. Государства и их учреждения культуры, такие как музеи, должны быть извещены и признавать тайный, священный, духовный и культурный смысл артефактов Саамов в своих собраниях, таких как интервью, содержащие рассказы Саамов, традиционную музыку и др. Подобные объекты должны в дальнейшем возвращаться по запросу Саамов. Если объект остаётся в собрании музея, он должен быть выставлен в подобающем культурном контексте в соответствии с нормами народа Саами, подобающими данному объекту; 10. Когда же элементы культуры Саамов используются в коммерческих целях, Саамы должны получить право на долю дохода от этой деятельности; 11. Государства могут многому поучиться у культуры Саамов, в частности в плане распоряжения экологией. Традиционное Знание должно выступать наравне с западной наукой при формировании предписаний, законов, политики и принятии решений по окружающей среде и при распоряжении природными ресурсами; 12. Языки Саамов содержат уникальные культурные, исторические и экологические знания, отражающие глубокое понимание местной флоры, фауны, экологических связей и движущих сил экосистемы Sapmi. Следовательно, государства должны предоставить народу Саамы возможность сохранить и развить язык Саамов, включая редкие диалекты, в качестве предпосылки для сохранения традиционного знания Саамов и других частей культурного наследия Саамов. С той же целью государства должны взять на себя ответственность за обеспечение доступности средств для сохранения и основания Саамами собственных учебных заведений; 13. Право народа Саамы на использование, развитие и передачу будущим поколениям своего языка должно быть признано и эффективно поддержано государствами. Саамский язык должен быть признан официальным языком во всей зоне проживания Саамов. Дети и юношество Саамов должны обучаться Саамскому языку, на нём же, в соответствии с их культурным багажом и постоянным вовлечением в традиционный Саамский уклад жизни.

Вендрю: И то, как народ саами представляют туристам, на конкурсах, Обращаемся к правительству Мурманской области, губернатору Мурманской области - провести круглый стол с участием туркомпаний, саамских активистов, представителей правительства и других заинтересованных лиц - "Саамская культура и самобытность в туризме и культурных мероприятиях. Немного истории: Саамские активисты не признали «национальный саамский» наряд участница конкурса «Мисс Россия — 2015» от Мурманской области, сообщает «НацАкцент». На конкурсе красоты область представляет студентка экономического факультета Мурманского гуманитарного университета Анастасия Попова. На показе она планирует показать в том числе саамский национальный костюм. Судя по фото, он состоит из короткого платья, украшенного мехом и узорами, и красных гольфов выше колена. Свое недовольство таким представлением народа в Фэйсбуке высказала экс-глава Саамского парламента Валентина Совкина. «Простите, но это не наш традиционный саамский костюм! Очень жаль, что живя рядом с народом, у организаторов не было возможности проконсультироваться у специалистов. Уверена, что помощь была бы максимальной и точной. Очень жаль, и участницу конкурса тоже», — написала она в группе «Саамское кольское радио». Другой саамский активист Андрей Данилов даже предложил снять девушку с конкурса. «Коренной народ Кольского полуострова с ужасом увидел представленный традиционный саамский костюм. Ничего общего с саамской культурой данная одежда не имеет. Мало того, для саамской женщины не допустимы фасон и цвета данного костюма», — отметил он, добавив, что организаторы и участница могли бы обратиться за помощью к саамским мастерам, но не сделали этого. «Просим не считать традиционным костюмом Анастасии Поповой, заявленный как саамский. Ввиду этого просим снять Анастасию Попову с конкурса», — написал активист.



полная версия страницы