Форум » Саамский парламент Кольского полуострова/Совет уполномоченных представителей саамов/КУЭЛЛНЭГК САМЬ СОББАРЬ COUNCIL OF AUTHORIZED SAAMI PEOPLE’S REPRESENTATIVES OF MURMANSK REGION » Новости Совета Уполномоченных Представителей саамов » Ответить

Новости Совета Уполномоченных Представителей саамов

Вендрю: 4 февраля 2009 г в г.Мурманске состоялось открытое заседание Совета уполномоченных представителей саамов Мурманской области. В заседании приняли участие В.В. Страхов, Депутат Мурманской областной Думы, заместитель председателя комитета по экономической политике и хозяйственной деятельности, А.А.Ямщиков, заместитель руководителя комитета законопроектной деятельности и вопросам местного самоуправления, представители профильных министерств и комитетов областного правительства - сельского хозяйства и продовольствия, здравоохранения, культуре и искусству, образования и науки, физической культуре и спорту, Управления международных и внешнеэкономических связей, Мурманского представительства норвежского Баренцева секретариата. Накануне заседания В.П.Лосев, Главный федеральный инспектор в Мурманской области выразил сожаление о невозможности личного участия в совместном обсуждении вопросов открытого заседания и подтвердил готовность на встречу с Советом уполномоченных саамов Мурманской области в ближайшее время. Председатель Совета уполномоченных представителей саамов Мурманской области В.В.Совкина открыла заседание поздравлением в адрес юбиляра и ветерана общественного движения, старшего Члена Совета уполномоченных представителей саамов Мурманской области, Советника Губернатора Мурманской области Нины Афанасьевой. Обсуждение главного вопроса заседания "О региональной целевой программе "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера Мурманской области на 2009-2013 гг" прошло в деловой конструктивной обстановке. Как известно, предыдущая региональная программа завершена, и реализация ее подвергалась обоснованной критике. На Первом Съезде руководитель ГОУ "Мурманский Центр коренных народов Севера" А.А.Агеев докладывал о результатах реализации мероприятий за прошедший программный период. А.А. Ямщиков представил программу на новый период, теперь уже 5-летний, обстоятельно разъяснил ее структуру, процесс формирования, отметил трудности исполнения программы уже с начала текущего года в связи с известной обстановкой в мире и соответственно на всех уровнях бюджетного финансирования. Предыдущей программой удалось реализовать бюджетных средств только наполовину, 45 млн рублей остались в бюджете неосвоенными. Отсюда понятно стремление и готовность всех участников заседания к открытому диалогу, чтобы учесть просчёты предыдущей программы и в столь непростой период не допустить нецелевого использования бюджетных средств и максимально возможного сотрудничества для достижения общих целей. Совет уполномоченных представителей саамов Мурманской области и представители органов власти региона обменялись мнениями, рассмотрели причины невыполнения части завершившейся программы, обсудили пути и методы дальнейшего взаимодействия, необходимость разработки и внесения изменений в соответствующие постановления для выработки более прозрачного механизма как возможной корректировки программы нового периода в процессе ее реализации, так и мониторинга исполнения ее, наметили шаги для дальнейшего взаимодействия. В ходе работы также были обсуждены вопросы о Реестре саамов Мурманской области, о Резолюции Первого Съезда, состоявшегося в декабре прошлого года в Оленегорске. Советом уполномоченных представителей саамов Мурманской области также была представлена его структура. Совет создает три комитета: по взаимодействию с Правительством Мурманской области и другими исполнительными органами власти всех уровней, по взаимодействию с Мурманской областной думой и другими органами законодательной (представительной) власти всех уровней, по взаимодействию с Общественной Палатой Мурманской области и другими органами, сформированными с участием НКО, а также Комиссию по этике. По материалам http://saamisups.ucoz.ru/

Ответов - 3

Admin: В Мурманскую областную Думу Председателю МОД Е.В.НИКОРЕ Губернатору Мурманской области Д.В. ДМИТРИЕНКО Главному федеральному инспектору в МО В.П. ЛОСЕВУ ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО Совета уполномоченных представителей саамов Мурманской области, (избран на Первом съезде саамов Мурманской области 14.12.2008) 10.04.2009 В апреле 2009 года на законодательном уровне закреплены полномочия Правительства РФ по разработке и утверждению Перечня мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов, а также Перечня видов их традиционной хозяйственной деятельности. Данное дополнение внесено в Федеральный закон "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации". Закрепление в соответствующих Перечнях определения мест традиционного проживания коренных малочисленных народов и видов их традиционного хозяйствования имеет важное значение для практики правоприменения действующего законодательства, использующего такие термины, как "места традиционного проживания", "традиционная хозяйственная деятельность" и др. СУПС МО считает, что внесение определенности в данную терминологию будет способствовать реализации коренного малочисленного народа саами своих прав, предусмотренных и закрепленных в ряде отраслевых норм: Налогового кодекса РФ, Земельного кодекса РФ, Лесного кодекса РФ, Водного кодекса РФ и других нормативных правовых актов. Перечень видов традиционной хозяйственной деятельности саами перечень мест их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности призван служить целям защиты исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов нашего народа. Органы государственной власти Мурманской области, в соответствии с новой нормой пп.1 и 2 ч. 2 ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" обязаны представить в Правительство Российской Федерации такие перечни (срок не установлен). На наш взгляд такой перечень, который будет непосредственным образом касаться традиционной хозяйственной деятельности и исконной среды обитания саами и определять эти ключевые для жизнедеятельности нашего народа принципиальные понятия, должен: а) учитывать мнение народа саами, высказанное на Первом съезде саамов Мурманской области, отраженном в резолюции съезда; б) до его представления в Правительство РФ пройти этнологическую экспертизу. Для решения организационных вопросов по реализации этих задач СУПС МО предлагает: 1. организовать рабочую группу, в состав который включить представителей Мурманской областной Думы, Правительства Мурманской области, Общественной Палаты Мурманской области, СУПС МО (список представителей СУПС МО в состав рабочей группы прилагается) 2. определить в качестве эксперта по данному вопросу от народа саами, с правом представлять мнение саами, как коренного малочисленного народа РФ от Мурманской области, согласованное в рабочей группе либо представленное в качестве альтернативного заключения, в органах государственной власти РФ и Мурманской области председателя СУПС МО Совкину В.В. При работе над этим вопросом учесть, что для лиц, относящихся к коренным малочисленным народам, право на благоприятную окружающую среду тесно связано с правом на защиту исконной среды обитания. В соответствии с п. 3 ст. 1 Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" исконная среда обитания малочисленных народов - это исторически сложившийся ареал, в пределах которого малочисленные народы осуществляют культурную и бытовую, хозяйственную жизнедеятельность и который влияет на их самоидентификацию, образ жизни. В соответствии с п. 3 ст. 4 Федерального закона "Об охране окружающей среды" исконная среда обитания, места традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации относятся к категории объектов, подлежащих особой охране со стороны государства. Необходимо определить, в чем конкретно заключаются основные направления провозглашенной особой государственной охраны (ни в одной из последующих статей названного Закона, ни в других нормативных правовых актах, направленных на регулирование основных вопросов жизнедеятельности коренных малочисленных народов, нет механизма, закрепляющего особую государственную охрану указанных объектов правового регулирования), заявителей коренных малочисленных народов.

Admin: В Мурманскую областную Думу Председателю МОД Е.В. НИКОРЕ ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО Совета уполномоченных представителей саамов Мурманской области (избран на Первом съезде саамов Мурманской области 14.12.2008) 10.04.2009 В соответствии с нормами Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации", блок прав коренных малочисленных народов и лиц, к ним относящихся, может быть представлен как коллективными, так и индивидуальными правами. Коллективными правами наделены коренные малочисленные народы, объединения коренных малочисленных народов, а индивидуальными - отдельные лица, относящиеся к коренным малочисленным народам (ст. 8 Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации"). При этом следует отметить, что перечень коллективных прав коренных малочисленных народов, представленный в ст. 8 Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации", значительно шире, чем индивидуальных. Так, к числу коллективных прав коренных малочисленных народов относятся: право на участие через уполномоченных представителей малочисленных народов в подготовке и принятии органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления решений по вопросам защиты исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов малочисленных народов; право на участие в осуществлении контроля за использованием земель различных категорий, необходимых для осуществления традиционного хозяйствования и занятия традиционными промыслами малочисленных народов, и общераспространенных полезных ископаемых в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов; право на участие в осуществлении контроля за соблюдением федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации об охране окружающей природной среды при промышленном использовании земель и природных ресурсов, строительстве и реконструкции хозяйственных и других объектов в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов; право на участие в проведении экологических и этнологических экспертиз при разработке федеральных и региональных государственных программ социально-экономического и культурного развития коренных малочисленных народов, освоения природных ресурсов и охраны окружающей природной среды в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов; право на получение от органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций всех форм собственности, международных организаций, общественных объединений и физических лиц материальных и финансовых средств, необходимых для защиты их исконной среды обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов; право на возмещение убытков, причиненных им в результате нанесения ущерба исконной среде обитания малочисленных народов хозяйственной деятельностью организаций всех форм собственности, а также физическими лицами. Анализ действующего законодательства Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что целый ряд прав как индивидуальных, так и коллективных, содержащихся в приведенном перечне, предусмотрен отраслевым федеральным законодательством. Так, право на возмещение убытков, причиненных в результате нанесения ущерба исконной среде обитания малочисленных народов хозяйственной деятельностью организаций всех форм собственности, а также физическими лицами, закреплено в Федеральном законе "Об охране окружающей среды" в виде более общего права каждого гражданина Российской Федерации - на возмещение вреда, причиненного окружающей среде (п. 1 ст. 11). Право коренных малочисленных народов и их объединений на участие в проведении экологических экспертиз при разработке федеральных и региональных государственных программ освоения природных ресурсов и охраны окружающей природной среды в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов также получило свое закрепление в более общем виде сразу в нескольких актах - Федеральном законе "Об охране окружающей среды" (п. 1 ст. 12) и Федеральном законе "Об экологической экспертизе" (п. 1 ст. 19). Коренные малочисленные народы свои коллективные права могут выразить через съезд народа– высший представительный орган народа. В перерывах между съездами, в качестве высшего представительного органа может действовать рабочий орган, избранный съездом для этих целей. Коллективными субъектами вышеназванных прав от имени народа саами в РФ и Мурманской области выступают, как это закреплено в ст. 8 Федерального закона "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации", объединения коренных малочисленных народов. Высшим органом народа саами на сегодняшний день является съезд (Первый съезд саами Мурманской области состоялся 14.12.2009) и избранный съездом единый представительный орган. Первым съездом саамов МО был избран СУПС, уполномоченный быть коллегиальным субъектом этих прав от имени народа саами в период до следующего съезда. Органы власти РФ и регионов (как исполнительные, так и представительные) при принятии решений, касающихся коренных малочисленных народов, должны учитывать мнение коренных малочисленных народов, проживающих на соответствующих территориях. Коренным малочисленным народом РФ в Мурманской области является народ саами (ст. 21 Устава МО). До издания специального закона Мурманской области, при решении вопросов, принимаемых государственной властью РФ и региона, касающихся саами (их исконной среды обитания, традиционного хозяйствования, территорий традиционного природопользования, налогообложения ит.д.) должно учитываться то, что мнение всего народа саами может быть выражено на съезде саамов Мурманской области либо органом, избранным съездом с целью представлять интересы народа в период между съездами. Мнение иных объединений, представителей и групп (организаций, общин, национально-культурных автономий и т.д.) должно рассматриваться как уважаемое и законное мнение соответствующих объединений, представителей и групп, но не мнение всего народа саами. Только создание единого органа и установление порядка его взаимодействия с органами государственной власти является единственным цивилизованным механизмом, предотвращающим несогласованность решений и упорядочивающим практику применения региональных норм и правил, устанавливаемых областным законодательным органом, которым должны соответствовать и правовые нормы, устанавливаемые исполнительной властью. Во избежание возможной рассогласованности и незаконного дублирования функций высшего единого представительного органа народа саами, СУПС предлагает приступить к разработке закона Мурманской области (иного законодательного акта Мурманской областной Думы), регулирующего взаимодействие всех органов государственной власти Мурманской области и высшего единого представительного органа народа саами, избираемого самим народом. Для реализации этой задачи предлагаем создать рабочую группу в состав который включить представителей Мурманской областной Думы, Правительства Мурманской области, Общественной Палаты Мурманской области, СУПС МО (список представителей СУПС МО в состав рабочей группы прилагается).

Valentina: «Партнерство во имя действий и достоинства». Под таким девизом прошел VI съезд коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Почему девизом Съезда взят лозунг второго Десятилетия коренных народов мира, прокомментировал первый вице-президент Ассоциации Павел Суляндзига. - Сегодня, когда можно уже с уверенностью говорить о том, что новая Россия как государство укрепилось, стала стабильной, недопустимо, что в этой ситуации положение коренных малочисленных народов Севера становилось все хуже и хуже. Этому есть множество свидетельств, которые поступают в адрес Ассоциации с мест, есть статистические данные. Мы признаем и готовы выразить благодарность за продемонстрированную в последние месяцы готовность государства разработать современные подходы в решении проблем коренных малочисленных народов Севера. Это явилось следствием того, что Президент России Дмитрий Медведев особо обратил внимание на качество жизни малочисленных народов в ходе своей поездки на Дальний Восток в сентябре 2008 года, что, в свою очередь ускорило разработку и утверждение Правительством РФ Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Однако чтобы этот документ не остался просто очередным красивым обещанием, чтобы цели, провозглашенные в Концепции, были достигнуты, необходимо разработать действенные механизмы ее реализации. Девизом Второго Десятилетия коренных народов мира провозглашен принцип "Партнерство во имя действий и достоинства". Под этим же девизом мы проводим VI Съезд коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Во-первых, государственная помощь должна доходить до самих коренных народов и их организаций. Во-вторых, планы реализации Концепции устойчивого развития КМНСС и ДВ РФ должны составляться самими коренными народами при помощи региональных органов власти и местного самоуправления. Третье, должны быть выработаны принципиально новые подходы к экономическому развитию общин коренных народов. Четвертое, должна быть построена современная система госуправления и госрегулирования по вопросам развития коренных народов, учитывающая необходимость участия гражданского общества коренных народов. И последнее, очень важное, это возвращение доверия коренных народов к тому, что государство действительно всерьез занялось решением их проблем, что органы власти готовы на принципиально новой основе сотрудничать с ними в достижении целей их устойчивого развития. Поэтому на Съезде мы должны все вместе - органы власти, лидеры и активисты коренных народов - послать сигнал нашим людям в тайге, в тундре, чтобы они почувствовали, что они не брошены, что у государства есть понимание их проблем и забот, уважение их достоинства, что решать проблемы мы можем и должны вместе. 23 -24 апреля в Москве собрались 350 делегатов из 25 субъектов РФ. От Мурманской области принимали участие: Спикер Областной Думы – Никора Е.В., делегаты съезда – Афанасьева Н.Е., Матрехин И.Я., Сакмаркин А.М., Совкина В.В., от молодежного форума – Артиева А.Н., гости съезда – Прахова А.Д., Яровая О.И., Ушакова Н.С., Чупрова Ю.В., Сахаров А.А., Юлина О. В первый день работы съезда приняли участие министр регионального развития РФ В. Ф. Басаргин, заместитель Председателя Госдумы Л. К. Слиска, председатель комитета Госдумы по проблемам Севера и Дальнего Востока В. Н. Пивненко, депутат Госдумы А. Н. Чилингаров, председатель комитета Совета Федерации ФС РФ по делам Севера и малочисленных народов Г. Д. Олейник, представители Евросоюза, посольств иностранных государств. VI Съезд КМНСС и ДВ РФ начался с торжественного ритуала – обряда благословения духов. Представители от каждого региона приветствовали участников и гостей съезда на своих родных языках. Затем были зачитаны приветствия Съезду Президента РФ Дмитрия Медведева, министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова и других официальных лиц. С основным докладом выступил Президент Ассоциации КМНСС и ДВ РФ Сергей Харючи по теме: «Государство и коренные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока. Партнерство на новом уровне». На съезде представители сорока народов обсуждали вопросы обеспечения конституционных прав и гарантий коренных малочисленных народов Севера, а также создание и функционирование территорий традиционного природопользования коренных народов. Делегаты предложили правительству РФ новые механизмы реализации государственной политики в отношении коренных малочисленных народов Севера. Прежде всего, это обеспечение доступа к ресурсам традиционной хозяйственной деятельности и проблемы юридического оформления прав на пользование землями различных категорий (оленьи пастбища, охотничьи и рыболовные участки). В том числе делегаты поделились опытом взаимодействия общественных объединений коренных народов с представителями государственной власти в решении различных проблем. Во второй день работы съезда, 24 апреля, состоялось выдвижение и обсуждение кандидатов на должность президента Всероссийской Ассоциации, членов Ревизионной комиссии Ассоциации КМНСС и ДВ РФ и принятие итоговых документов Съезда. Президентом АКМНС,С и ДВ избран – Харючи С. Н. Статья содержит информационный материал представленный ИЦ АКСНС,С и ДВ, свое мнение и впечатления расскажу позже. Делегат VI съезда Валентина Совкина




полная версия страницы