Форум » Саамский парламент Кольского полуострова/Совет уполномоченных представителей саамов/КУЭЛЛНЭГК САМЬ СОББАРЬ COUNCIL OF AUTHORIZED SAAMI PEOPLE’S REPRESENTATIVES OF MURMANSK REGION » Зачем нам нужен саамский парламент в России? » Ответить

Зачем нам нужен саамский парламент в России?

Вендрю: Хочу предоставить Вашему вниманию очень интересную статью о Саамском парламенте. Нашел на просторах Инета. Научная работа, причем написана давно, но она не потеряла актуальности. Научная работа четко отвечает на вопрос "Зачем нам нужен саамский парламент в России?". ссылка внизу. Краткий анализ реализованных программ и планируемых доказывает, что Российские саами находятся на содержании зарубежных государств, что имеет как позитивные, так и негативные стороны. С одной стороны: финансовая помощь дала возможность особо нуждающимся просто выжить в непривычных условиях строительства рыночных отношений; поддержала и стимулировала развитие культуры и языка; создала и развила дружеские связи между саамами четырех государств; познакомила с современными технологиями в области производства и ремесел; вселила надежду на завтрашний день и т. д. С другой стороны: отдаляет саами от органов государственной власти региона и парализует их желание влиять на власть, строить с ней партнерские отношения, пьгтаться отстаивать и защищать свои законные права. Концентрация помощи практически на одну территорию (село Ловозеро) разъединяет народ саами, проживающий на всей территории Кольского полуострова, способствует созданию некой саамской резервации, укрепляет позицию органов власти о наличии саами в одном районе, отчуждая другие. Финансовая помощь, сконцентрированная часто в одних руках (руководителя организации) остаётся без контроля, что приводит, обычно, к "вождизму", при котором народ зависит от вождя, его милости и желании или нежелании "подать". Это, в свою очередь, порождает психологию раба, не способного разорвать эту зависимость. Наконец, такой подход в деятельности общественной организации не является формой самоуправления. Управлял один человек, а все остальные ждали и надеялись. В результате были нарушены принципы демократии, которые привели большую часть народа саами к потере веры в общественное движение вообще и к её лидерам в частности. Таким образом, возникает необходимость в создании объединяющей структуры, открытой, коллегиальной, доступной, самоуправляющейся, способной продвигать права и нести ответственность за их реализацию перед всем народом, а не членами отдельной организации. Такой структурой мог бы стать Парламент саами России. Признание Парламента, рост его авторитета и уважение к нему будет зависеть от профессиональных качеств его лидеров, от их знания, опыта, бескорыстия, умения строить партнерские отношения с каждым. Создание Парламента саами России стало бы одним из путей строительства диалога с властью, способствующего решению проблем развития народа саами. К настоящему времени уже разработаны проекты необходимых документов. Началась подготовка к проведению референдума, который даст юридические основания для создания всенародно избранного органа самоуправления народа саами. В основе работы Парламента предполагается заложить механизмы социально-экономического и политико-правового развития саами на разные сроки и по разным направлениям, заключение договоров и соглашений с органами государственной власти и с предприятиями, использующими государственные ресурсы. Поддержка и развитие саамских предприятий через Федеральную целевую программу, реализацию которой Парламент мог бы взять под свой контроль. В перспективе при согласовании с органами государственной власти Парламент мог бы взять полностью на себя реализацию данной программы (в отношении народа саами) с привлечением не только федеральных бюджетных средств, но и средств из других источников. Потребностью становится создание Открытого саамского фонда, который мог бы аккумулировать финансовые средства. Ситуацию кризиса можно остановить за короткое время, когда необходимые средства пойдут не на территорию вообще, а для конкретных представителей народа саами, составляющих небольшое количество человек на территории Кольского полуострова. В связи с изъятием 5-й графы в российских паспортах, на наш взгляд, юридическая идентификация народов России усложняется. Нарушена ст.26. Конституции Российской Федерации, в которой записано, что "каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть понужден к определению и указанию своей национальной принадлежности". В результате такой недальновидной политики ущемлены права многих народов России, нарушена законность. В связи с этим народ саами приобрел для себя еще одну проблему. Право пользоваться Федеральными Законами, касающееся коренных малочисленных народов, осложнено. Так руководитель Ловозерского района потребовал доказательств о принадлежности к малочисленному народу представителям общины, пришедших к нему по вопросу аренды земли. Ему нужен был только паспорт. Сегодня саами, приходя в исполнительные органы власти, несут с собой новый и старый (погашенный) паспорт. Приведенные примеры говорят о том, что вопрос оформления юридической идентификации народов России становится актуальным и его решение требует принятия специального закона Российской Федерации. Таким образом, анализ современных политико-правовых основ развития коренных малочисленных народов Севера в государственной национальной политике России (федеральный и региональный аспекты) позволяют сделать следующие выводы: l.Ha современном этапе в Российской Федерации создаются политико-правовые условия для реализации и развития законных прав и интересов коренных малочисленных народов Севера России на территории традиционного природопользования, на приоритетное использование природных ресурсов, в том числе биоресурсов и водоёмов, на сохранение и развитие своей культуры и языка, традиционного образа жизни и традиционных видов хозяйственной деятельности, на самоорганизацию и самоуправление, на участие в политических процессах и представительство в органах государственной власти. 2. Непосредственная федеральная забота о коренных народах не только способ повышения степени защиты их особых интересов, но и удобный повод для сдерживания регионального сепаратизма, повод для активного федерального присутствия в регионе. 3. Для реализации законных прав и интересов коренного малочисленного народа Кольского полуострова - саами в Мурманской области создаются определенные предпосылки, что обусловлено положениями Устава Мурманской области. Например, в Уставе говорится о содействии "коренному народу Кольского Севера - саами - в реализации их прав на сохранение и развитие родного языка, национальной культуры, традиций и обычаев" (ст.21 п.2), а также о том, что "в исторически сложившихся районах проживания саами пользуются правами на традиционные виды природопользования и промыслов" (ст.21 п.З). Вместе с тем, необходимо отметить, что региональное законодательство области в отношении народа саами практически не развито. 4. Большую роль в решении проблем народа саами должны играть и в настоящее время играют общественные организации. Положительным моментом является формирование диалога между органами государственной власти Мурманской области и общественными организациями народа саами. 5. Для дальнейшего совершенствования региональных программ и законодательства в отношении народа саами было бы целесообразно принять региональные законы, защищающие традиционные виды хозяйственной деятельности, культуру и язык. Кроме того, не без интересен вопрос о создании Парламента народа саами как эффективной формы самоуправления и самоорганизации. [BR]http://123diplom.ru/item/items7419433.html

Ответов - 9

Valentina: Спасибо, Андрей, точно и сказано правильно, именно то, что надо донести для людей! Особенно чиновничьего ряда! Обычно слов не находится, возможно тех, правильных, а тут все как раз! Признание Парламента, рост его авторитета и уважение к нему будет зависеть от профессиональных качеств его лидеров, от их знания, опыта, бескорыстия, умения строить партнерские отношения с каждым. Приношу извинения тем, кому не смогла донести правильно всю идею создания Парламента, особенно перед руководителями общин и руководителем АКС, Ловозерской НКА! Возможно это говорит о том, что я не нашла нужных слов и совместных действий, но... ОБЕЩАЮ, что постараюсь со всеми с вами встретиться! Будут назначены наши встречи, вы получите приглашения и ВАМ решать, быть на них или нет! По-крайней мере приложу усилия!!! 4. Большую роль в решении проблем народа саами должны играть и в настоящее время играют общественные организации. Положительным моментом является формирование диалога между органами государственной власти Мурманской области и общественными организациями народа саами. Поэтому и призываю руководителей общественных организаций и общин, занимайтесь тем, что обозначено в Уставах, Самь Соббар только в помощь, так как выбранные представители Самь Соббара являются теми же членами общественных организаций и общин! Я уверена, что ни один здравомыслящий человек из нашего народа не может нанести вреда своему же народу!))) Кроме того, не без интересен вопрос о создании Парламента народа саами как эффективной формы самоуправления и самоорганизации. И ЭТО ПРАВДА! С пожеланиями успеха и с уважением, Валентина Совкина, Председатель Самь Соббара!

Вендрю: Представляю заключение научной диссертации взял тут http://www.dissercat.com/content/organizatsiya-mestnogo-samoupravleniya-v-raionakh-kompaktnogo-prozhivaniya-malochislennykh-e Год: 2007 Автор: Менделев, Натан Григорьевич Тема диссертации: Организация местного самоуправления в районах компактного проживания малочисленных этносов Ученая cтепень: кандидат социологических наук Место защиты диссертации: Хабаровск Код cпециальности ВАК: 22.00.04 Специальность: Социальная структура, социальные институты и процессы Количество cтраниц: 203 Исследование политико-правового и социологического аспектов проблемы организации местного самоуправления в районах компактного проживания малочисленных этносов позволяет сделать следующие выводы: 1. В Российской Федерации проживает 40 коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока (сокращенно - коренные малочисленные народы Севера, коренные народы Севера, народы Севера). В соответствии с законодательством РФ, к коренным малочисленным народам относятся народы, проживающие на территориях традиционного проживания своих предков, сохраняющие самобытный уклад жизни, насчитывающие в России менее 50 тыс. человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями. Наряду с отличительными социальными характеристиками и специфическим культурным обликом, главная особенность народов Севера -сохранение традиционных систем жизнеобеспечения и, прежде всего, форм хозяйственной деятельности (оленеводство, охота, рыболовство и собирательство). Народы Севера не создали классовых обществ, что отложило отпечаток на все формы их социальной и культурной жизни: наличие родоплеменной структуры, древних форм религии, особенности организации самоуправления. Главное для них в современных условиях - поиск новых критериев самоидентификации. Этим народам еще предстоит найти оптимальную модель своего будущего. 2. В особую группу народы Севера были выделены в середине 1920-х годов. В законодательно закрепленный список тогда вошло 26 народов, которые вначале именовались в официальных документах как «туземцы, племена, населяющие северные окраины», «народности и племена северных окраин» и т.п. Позднее за ними на долгие годы закрепилось название «малые народности Се- вера». На иерархической лестнице в национальной структуре «малые народности Севера» стояли за «просто» народностями, после них шли национальные группы и этнические меньшинства. Столь высокое статусное положение этой весьма немногочисленной группы народов объяснялось особенностями их этногенеза. В отличие от национальных групп и этнических меньшинств, все они формировались как этнические общности на местной аборигенной основе, были исконными, коренными жителями на своей территории. 24 марта 2000 г. Постановлением Правительства РФ (№ 255) был утвержден единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации, который в настоящее время включает в себя 45 малочисленных народов России. Общая численность коренных малочисленных народов Севера - чуть более 200 тыс. человек, что составляет всего 2% населения территорий, на которых они проживают. Подавляющее большинство народов Севера (около 75%) -сельские жители. В отдельных субъектах РФ их доля не превышает в среднем 12% от всего населения. В сельской местности этот показатель выше - около 19%. Данные переписи населения Российской Федерации 2002 года показали оптимистические цифры, свидетельствующие о росте населения народов Севера на 17% по сравнению с 1989 годом. Например, численность ненцев составила более 40 тысяч человек, однако численность пяти народов (ульчей, удэгейцев, алеутов, чуванцев, нганасанов) сократилась за эти годы, приблизив их к опасному порогу этнического исчезновения. 3. До середины XX века Россия проводила в отношении северных «инородцев» политику косвенного управления. В обыденную жизнь северных народов власти, как правило, не вмешивались. Их внутреннее управление осуществлялось на основе обычного права. Формой самоуправления являлась родовая община. 4. Истоки современных проблем коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока уходят в середину 20-х годов XX века, когда начала формироваться политика советского государства по отношению к этим народам. С самого начала она базировалась на глубоко ошибочной концепции, которая рассматривала эти народы как отставшие в своем социально-экономическом и культурном развитии. В соответствии с такой посылкой государством ставилась задача «преодоления вековой культурно-экономической отсталости народов Севера». На решение этой проблемы и были направлены практические мероприятия государства. На рубеже 1920-1930-х гг. их можно оценить в целом как сравнительно положительные. В основу политики советского государства по отношению к народам Севера была положена концепция некапиталистического развития, которая была призвана продемонстрировать преимущества социализма перед капитализмом в решении проблем коренного населения. Начало грандиозного социального эксперимента было достаточно удачным. В системе государственного управления был создан специальный орган (Комитет Севера), который должен был координировать всю работу среди малочисленных народов. Важные результаты были достигнуты в сфере ликвидации политической отсталости народов Севера. В 1929-1930 гг. были образованы: Ненецкий, Ямало-Ненецкий, Ханты-Мансийский, Таймырский, Эвенкийский, Чукотский, Корякский национальные округа, несколько десятков национальных районов, более 200 национальных советов, в функции которых входила защита национально-культурных интересов местного населения. Национальные районы, в отличие от национальных округов, не были административными единицами. Созданные на основе этнического признака, они, в отличие от административных районов, объединяли не территорию с ее населением, а этнически однородное население с традиционно сложившейся территорией расселения. Компетенция их исполнительных органов (тузРИКов) распространялась только на коренное население, они не распоряжались природными ресурсами территории, им не были подотчетны организации и предприятия, действовавшие на территории, у них не было собственного бюджета. Несмотря на эти сущест- венные ограничения, их создание сыграло определенную роль в подъеме этнического самосознания народов Севера, способствовало этнической консолидации. К середине 1930-х гг. интерес государства к народам Севера явно пошел на убыль. Приоритетными становились совсем другие задачи. Наступило время жесткого директивного индустриального освоения Севера. С этого времени народы Севера надолго практически исчезают из поля зрения советского государства, о них упоминалось в государственных постановлениях лишь косвенным образом в контексте индустриального строительства в северных регионах. Насколько богат архивными документами, относящимися к народам Севера, период 20-х и начала 30-х годов XX века, настолько бедны и безлики архивы в последующие 25 лет. Государство как бы забыло о существовании аборигенов Севера. Вместе с тем именно этот период был, пожалуй, наиболее благоприятным для этнического развития коренных малочисленных народов Севера. Государство практически не вмешивалось в их внутреннюю жизнь. Созданные повсеместно национальные колхозы, совхозы и госпромхозы были общесоветской формой организаций традиционного хозяйства этих народов, служили их интересам, были важным фактором этнической консолидации. И хотя жизненный уровень коренных народов в это время оставался низким, привычный традиционный образ жизни компенсировал все издержки бытовой неустроенности, создавал атмосферу, о которой с ностальгией вспоминают сегодня в национальных селах. В результате такой политики пострадали все народы бывшего СССР, но особенно пагубно сказалась она на народах Севера, Сибири и Дальнего Востока. В силу своей малой численности, они не могли противостоять тотальному огосударствлению национальной жизни. 5. В условиях демократизации общественной жизни, острого кризиса тоталитарной власти во второй половине 80-х годов XX века нерешенность многих проблем этнического развития привела к возникновению в стране массо- вых национальных движений, в том числе и среди малочисленных этносов. Повсеместно стали создаваться общественные организации, ставящие своей задачей национальное возрождение своих народов. Важным этапным рубежом в новейшей истории народов Севера стал 1990 г., когда состоялся I съезд малочисленных народов, образовавший Ассоциацию коренных малочисленных народов Севера, позднее переименованную в Ассоциацию коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ. На местах повсеместно возникли территориальные и этнические подразделения, которые стали ее основой. С первых дней своего существования общественные организации народов Севера активно включилась в общественно-политическую жизнь Российской Федерации. Под их влиянием были внесены изменения в законы СССР «О земле», «О свободном национальном развитии граждан СССР, проживающих за пределами своих национальных государственных образований или не имеющих таких на территории СССР», «О языках народов СССР» и т.д. Работа по разработке законодательной базы, помогающей преодолеть излишний патернализм и гарантирующей права коренным народам, продолжалась в РФ и после развала СССР, правда, в очень тяжелых экономических условиях. Главный принцип национального возрождения - единство традиций и прогресса. В XX веке повсеместно сложилось убеждение, что прогресс - это переход от традиционного - к индустриальному обществу. Но именно XX век показал, что модернизация, отрицающая традицию, обречена на провал. Ярким примером тому служит нынешнее состояние малочисленных народов России. Насильственно навязанный им переход к урбанизированному обществу, радикально изменивший традиционный образ жизни, разрушивший национальную обособленность и этническое своеобразие, стал, в конечном счете, главной причиной их современных проблем. 6. Этническое возрождение применительно к малочисленным народам имеет свои особенности. Наибольшую актуальность в современных условиях имеет для них эколого-экономический аспект. В 1992-1993 гг. во многих субъектах РФ были разработаны и приняты «Временные положения» о статусе территорий традиционного природопользования (ТТЛ), началось создание новой хозяйственной структуры - родовых и семейных общин, фермерских хозяйств, национальных предприятий, закрепление за ними промысловых угодий. На региональных уровнях был принят ряд законодательных и нормативно-правовых актов, гарантирующих малочисленным народам право на самостоятельное хозяйственное и культурное развитие. В 1999-2001 годах после долгих обсуждений были приняты три федеральных закона «О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ», «Об основных принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ» и «О территориях традиционного природопользования». Все это позволяет надеяться на улучшение жизни северных этносов в России. Вместе с тем тревожит тот факт, что ликвидированы последовательно федеральные структуры (Госкомсевер, Миннац), которые хоть в какой-то мере отвечали за развитие Севера и его народов. Необходимо также признать, что и эти три прямых закона носят декларативный характер без разработанного механизма реализации. Министерство экономического развития и торговли РФ, в чьем ведении находятся вопросы развития Севера и коренных народов, не желает и не способен создать надежный механизм реализации законов с соответствующими крепленными ресурсами. 7. В связи с всеобщим социально-экономическим кризисом в стране, условия проживания и традиционной хозяйственной деятельности народов Севера, охрана их здоровья, развитие образования, культуры катастрофически ухудшились. Положение этих народов усугубляется объективной неприспособленностью их образа жизни и этнических ценностей к рынку в его практически нерегулируемых формах. Разрушаются отрасли хозяйства, являющиеся основой жизнеобеспечения коренного населения. Кризис традиционного хозяйства обострил проблему занятости. Уровень безработицы среди аборигенного населения увеличился в среднем в 8 раз (в целом по России - в 3,5 раза). Ухудшение положения абори- генов на региональных рынках труда обусловлено не только развалом производственной и социальной структуры национальных сел, но и низким уровнем общего и профессионально - технического образования коренных народов. Состояние окружающей природной среды в районах расселения народов Севера характеризуется как напряженное, а на многих территориях - как кризисное. Развитие нефтяной, газовой, горнорудной, лесозаготовительной промышленности ведет к сокращению традиционной хозяйственной деятельности коренных народов. В последние годы отмечается устойчивая тенденция к ухудшению состояния природы Севера. В особо тяжелом положении оказался традиционный хозяйственный комплекс. Борьба с кочеванием, отрыв детей от семьи нарушили вековую преемственность, привели к резкой нехватке кадров в традиционных отраслях с одной стороны и неспособностью большинства молодых людей приспособиться к современным условиям жизни, с другой. Целые поколения оказались на обочине и вне активной жизни. Интенсивное промышленное освоение без учета пониженной устойчивости и продуктивности северных биосистем стало серьезным фактором ухудшения и сокращения жизненного пространства для народов Севера. 8. Новая Россия, признав неверную ориентацию советской национальной политики на Севере, к сожалению, не сумела предложить в этом отношении ничего нового. Более того, если советская политика была по-своему логичной и последовательно проводилась в жизнь, то в настоящее время зачастую все ограничивается декларациями о возрождении и развитии коренных малочисленных народов Севера. Анализ мирового опыта показывает, что наиболее успешным самоуправление оказывалось там, где лидеры общин сумели освоить современные политические технологии и тем самым оказались включенными в доминирующую политическую культуру. Различные варианты самоуправления коренных народов зарубежного Севера можно объединить в три базовых модели: • территориальное самоуправление (приняло 2 формы): • создание общественных структур управления регионом; • формирование аборигенных структур. • локальное самоуправление в рамках земельных соглашений - Правительства стремились ограничить права национальных общностей шахматкой земель вблизи их поселений; • национально-культурная автономия (этнополитическое самоуправление). Эти варианты можно использовать в российской практике, исходя из особенностей населения, проживающего на территории. В настоящее время во многих странах мира предпринимаются попытки не только признать факт наличия различных национальных, этнических и языковых меньшинств, но и осуществляются активные действия, направленные на обеспечение недискриминации и защиты этих групп, сохранения их самобытности и индивидуальных отличий. Цели деятельности международных организаций, среди которых: ООН, СБСЕ, ОБСЕ, Международный Красный Крест, Всемирная конференция по правам человека, Совет Европы и др., членом которых является РФ, следующие: • обеспечение институциональных условий проживания национальных меньшинств в каждой стране; • совершенствование демократических институтов государства и общества; • плюралистическое развитие государства под влиянием процессов расширения и углубления прав человека. Проблемы международного сотрудничества по защите прав национальных меньшинств остаются злободневными и сохраняются в поле зрения международных организаций и мировой общественности. 10. Сферой деятельности органов самоуправления (общин всех уровней) коренных малочисленных народов может быть: • установление законов и правил, действующих на территории проживания и хозяйственной деятельности членов общины; • разработка и исполнение программ культурного, экономического и социального развития членов общины, включая программы помощи малоимущим, здравоохранение, образование и т.п.; • назначение представителей в разнообразные комитеты, советы и комиссии местного, районного, окружного, областного (краевого) уровней; • принятие решений по использованию земель ТТП и ее природных ресурсов; • заключение контрактов и соглашений с отдельными лицами и организациями, районными (сельскими) администрациями, правительствами округов, областей и краев; • создание различных хозяйственных организаций (компаний, кооперативов, национальных предприятий, акционерных обществ, фермерских хозяйств и т.п.); • получение кредитов, займов; • введение местных налогов на использование земель ТТП и установление их размера. Сохранение традиционных основ в образе жизни коренного населения на базе этнического природопользования и в условиях реального административно-территориального самоуправления - единственно возможный в современных условиях путь к подлинному национальному возрождению малочисленных народов. 11. Отмечая двойственную общественно-государственную природу местного самоуправления, необходимо признать, что приоритетом развития этого социального института должны быть сегодня не профессиональные функции управления развитием территории, а механизмы становления и укрепления на этой территории институтов гражданского общества. Ибо залогом и экономического развития территории, и социального развития местного социума является, прежде всего, раскрытие потенциала людей, проживающих на данной территории, на основе обеспечения их прав, свобод, гарантий проявления личной инициативы во всех сферах жизнедеятельности муниципального образования. Само население, привыкшее к традиционному российскому патернализму со стороны государства, нуждается в помощи в преодолении стереотипов, овладении инструментами цивилизованного саморазвития и самореализации. Местное самоуправление, которое дает не только свободу, но и приучает людей к ответственности, лучше, чем другие институты власти помогает преодолению этих стереотипов, способствует формированию гражданской политической культуры и нового типа личности, не уповающей исключительно на государство. В отношении аборигенов законодательство о местном самоуправлении применимо лишь отчасти, так как оно распространяется на все население определенной территории. Если рассматривать самоуправление коренных народов как специфическую форму местного самоуправления, то его значение также проявляется в том, насколько аборигены могут решать вопросы своего развития, и в какой степени они могут осуществлять это развитие. Аборигенное самоуправление может существовать только для локальных групп, составляющих часть населения. В законодательстве субъектов федерации и в жизни аборигенов, причем не только России, но и других стран, самоуправление часто связывается с деятельностью общин. Именно в рамках самоуправления могут решаться многие жизненно важные вопросы, связанные с самобытностью образа жизни коренных народов, и именно на опыте общин может быть начата работа по фиксации принципов обычного права. 12. В настоящее время в мире достаточно интенсивно развивается новая модель управления обществом, основанная на принципе субсидиарности. С недавних пор идея построения субсидиарного государства появилась и в стратегических документах Правительства РФ. Эти идеи в какой-то мере отражены в послании Президента РФ Федеральному собранию Российской Федерации 10 мая 2006 года. Вместо патерналистского государства или приватизации социальных функций предлагается переход к модели субсидиарного го- сударства, которое обеспечивает социальные гарантии в той мере, в которой общество не может этого сделать самостоятельно. В основе концепции субсидиарного государства лежат два системообразующих положения. А именно: • государство берет на себя те, и только те задачи (функции), которые не могут быть выполнены обществом самостоятельно; • закрепление задач (функций) за определенным уровнем власти происходит по принципу субсидиарности. Последнее означает, что при решении задачи о разграничении предметов ведения и полномочий между разными уровнями власти передача властных полномочий осуществляется снизу вверх, то есть от местных сообществ на уровень регионов, а затем - на федеральный уровень. При этом на уровень региона передаются только те задачи (функции), которые не могут быть выполнены на местном (муниципальном) уровне, а на уровень Федерации передаются только те задачи (функции), которые не могут быть выполнены в регионах. В этом случае большинство властных полномочий остаётся на местном уровне, и количество их при движении вверх по уровням власти все время уменьшается. Таким образом, общины, становясь органами общинного самоуправления, принимая на себя решение вопросов местного значения, используют как финансовые ресурсы, переданные вместе с полномочиями от органов местного самоуправления, так и привлеченные внебюджетные средства, поступающие как от ресурсопользователей, так и от некоммерческих организаций. В Уставе общины специальным пунктом должна прописываться возможность исполнения полномочий, переданных органом местного самоуправления. Учитывая механизм взаимодействия органа местного самоуправления с общинами, в новой схеме разграничения полномочий местное самоуправление будет представлять собой двухуровневую систему, при этом низшим уровнем управления является община коренных народов, которая при нормальном управлении возьмет на себя функции сохранения и развития традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов, используя при этом ресурсы как государства, так и привлеченные внебюджетные средства. При этом принцип «решение вопросов местного значения под свою ответственность», безусловно, сохраняется. Качественный анализ полномочий органов местного самоуправления, определенных с позиции принципа субсидиарности, показывает, что для каждого предмета ведения, оставленного на данном уровне власти, закрепленные полномочия составляют полный управленческий цикл от целеполагания и определения стратегии до измерения конечных результатов. Это позволяет, во-первых, добиться максимального приближения деятельности органов власти к потребностям населения местного сообщества. Во-вторых, наличие в руках органов местного самоуправления властных полномочий по основным сферам жизнедеятельности местного сообщества позволяет им реально управлять социально-экономическими процессами, протекающими в муниципалитете, а, следовательно, и нести ответственность за качество жизни населения и развитие муниципального образования. Таким образом, для эффективного управления социально-экономическими процессами в местных сообществах разграничение предметов ведения и полномочий между всеми уровнями власти в стране должно строиться на принципе субсидиарности. Для построения субсидиарного государства, организации деятельности органов власти, связанной с решением проблем жизнеобеспечения и защиты прав малочисленных народов Севера и Дальнего Востока России, необходимо: 1) провести качественный и количественный анализ задач государства (публичной власти) в сфере жизнеобеспечения и защиты прав малочисленных народов Севера и Дальнего Востока России; 2) исследовать вопрос о размещении по уровням и разграничении властных полномочий между федеральным, региональным и муниципальным уровнями в решении задач жизнеобеспечения и защиты прав малочисленных народов; 3) установить соответствие полученных результатов основным положениям концепции субсидиарного государства; 4) предложить пути перехода к концепции субсидиарного государства в деятельности по решению проблем жизнеобеспечения и защиты прав малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России. Для эффективного решения в Российской Федерации проблемы прав коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, направленных на контроль за собственным развитием, на активное участие в политической жизни общества, нужна стройная система, охватывающая федеральный, региональный и местный уровни.'Составными элементами такой системы, как показывает международный и отечественный опыт, могут быть: • непосредственное представительство коренных малочисленных народов в системе законодательной и исполнительной власти всех уровней; • институт собственного парламентаризма коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока; • обязательное привлечение представителей коренных народов к обсуждению и принятию решений, затрагивающих их интересы, через легитимизированные консультативные органы; • институт соуправления, в котором органы государственной власти, коренные малочисленные народы, хозяйствующие субъекты, все другие заинтересованные органы разделяют между собой права и обязанности по управлению конкретными территориями и их природными ресурсами. Для создания основ такой системы необходимо приступить к разработке и принятию Федерального закона «О федеральном представительном органе (парламенте) коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока». Целесообразность такого органа признана и Министерством юстиции РФ. В регионах РФ, где проживают коренные малочисленных народы, необходимо широко распространить опыт Законодательной Думы и администрации Хабаровского края, некоторых других регионов по созданию института уполномоченного представителя коренных малочисленных народов Севера. Во избежание вполне возможных противоречий по этому вопросу между федеральным законодательством и местным законотворчеством представляется целесообразным принять соответствующий Федеральный закон «Об институте уполномоченных представителей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в регионах РФ», существенно расширив компетенцию таких уполномоченных и наделив их законодательной инициативой. 13. Основными проблемами организации и осуществления местного самоуправления в местах компактного проживания КМНС Дальневосточного региона являются следующие: • нечеткость критериев для придания национального статуса административно-территориальным единицам мест компактного проживания КМНС; • незавершенность процесса создания нормативной базы по этому вопросу на федеральном уровне; • неразработанность правовых механизмов осуществления местного самоуправления с учетом национальных особенностей в дальневосточных субъектах РФ; • невозможность установления четкой связи между правом на владение, распоряжение и пользование землей; • трудность принятия положительного решения в пользу КМНС на сходах и собраниях граждан в силу малочисленности аборигенных народов; • сложность финансово-экономического обеспечения полномочий национально-административных единиц; • отсутствие механизма представительства в органах власти; • пассивная позиция большей части аборигенных народов ДВ; • отсутствие общественно-политических формирований КМНС ДВ. 14. Исходя из особенностей этнических систем коренных малочисленных народов, первостепенными представляются следующие меры: 1) Безусловный отказ от политики тотального государственного патернализма. Народам Севера необходимо самим решать какова должна быть степень государственного, экономического и культурного вмешательства в их жизнь. 2) Отказ от государственной опеки совсем не означает устранения государства от решения проблем малочисленных народов Севера. Наоборот, государство обязано взять на себя обеспечение нормального функционирования экономической, социальной, транспортной инфраструктуры в районах проживания народов Севера, выступить гарантом при согласовании интересов коренного населения и компаний, ведущих эксплуатацию природных ресурсов на землях аборигенов, обеспечивать мониторинг и охрану окружающей среды в зонах промышленного освоения. 3) Необходимо создать условия, при которых традиционная деятельность даст реальную возможность достойного существования. Особенно важно восстановить исторически сложившуюся систему расселения рыбаков и охотников в небольших, но социально обустроенных поселках, создать в них малокомплектные школы. Все это позволит обеспечить нормальное воспроизводство населения, выживание традиционной культуры. 4) Скорейшее завершение работы по выделению территорий традиционного природопользования. Главной проблемой при определении жизненного пространства для народов Севера является безусловное обеспечение статуса этих территорий от многочисленных внешних посягательств. Все, что сделано в этом отношении к настоящему времени, фактически не работает, ТТП значатся лишь на картах и схемах, большинство из них выделены по остаточному принципу, что не способствует достижению целей, ради которых они создавались. 5) Традиционные отрасли хозяйства народов Севера необходимо выделить в особый сектор экономики со своими органами управления и правом на государственные субсидии по аналогии с сельским хозяйством. Нужен государственный заказ на продукцию промыслово-оленеводческого хозяйства, соответствующие механизмы кредитования, льготного налогообложения, ценовой политики, стимулирующих развитие традиционных отраслей. 6) Неотложных мер требует социально-демографическая политика, направленная на повышение рождаемости и стимулирование многодетности в семьях коренных народов, охрану здоровья, искоренение пьянства и алкоголизма, ставших сегодня важнейшим фактором демографического кризиса. 7) Особую важность приобретает социально- политический аспект развития народов Севера - создание органов местного самоуправления, достойное представительство малочисленных народов в органах законодательной и исполнительной власти на всех уровнях. Федеральная власть должна гарантировать права аборигенов Севера и создать единое национальное правовое поле, не исключая региональное законодательство. Государство обязано разработать программу срочных мер, направленную на выравнивание уровня жизненных показателей КМНС с общероссийскими, и программу долгосрочного действия с передачей самим народам функций самоуправления.

Вендрю: Минюст отметил необходимость закона «О федеральном представительном органе (парламенте) коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока». А ведь можно и на региональном уровне сделать закон «О региональном представительном органе (парламенте) коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока».


ivan: не только можно, но и неоходимо добиваться этого!

Вендрю: http://www.kolamap.ru/library/nemirovich-danchenko/poezdka_v_lapland_7.htm В. И. Немирович-Данченко,"Страна Холода", 1877 г. ПО БЕЗДОРОЖЬЮ. Поездка в русскую Лапландию и северную Норвегию. Наконец, в Колу привалила партия лопарей с Мурмана. Некоторые из них шли на Массельгу, а другие на Нуот-озеро. Мне нужны были лавозерские, и таких оказалось двое. С озера Имандры [342] на Лавозеро нет никакого пути. Нужно было подговорить проводников, чтобы они ждали меня на одной из “почтовых станций” этого района. Заговорил я с одним из них смотрю, тот созвал всех. – Зачем же тебе чужие лопари? – Нельзя. Надо суймой (сходом) решить дело! Собралось человек тридцать; попробовали открыть суйму на улице — русские мешают, пристают. Подумали, погалдели и пошли в баню к Василию Базарному. Тут все лопари заговорили в одно и то же время, так что меня оглушило. Никто не слушал, усердно работая языком, но все тем не менее как-то понимали друг друга. При этом и говор был какой-то странный. Прислушаешься, кажется, говорят по-русски — а ничего не разберешь. Наконец стал я соображать отдельные фразы и удивился. Оказалось, что лопари смешали свой язык с русским в какую-то невообразимую яичницу. Рядом с лопарским, слышалось русское слово, и вовсе не такое какого бы не было в их языке, а самое обыкновенное, в роде: ехать, взять, река, гора, дорога, я, ты, он. Удивление мое, впрочем, было не долговременно. Вскоре я убедился, что по всей этой части Кольского полуострова так. Лопари говорят и на Имандре, и в Зашейке, и на Массельге на особом языке, составляющем смесь их местного наречие с русским. Выходит и незвучно, и уродливо, и неудобно. Русский язык для лопарей служит даже дипломатическим. Так, лопарь лавозерский понимает мотовского только тогда, когда они оба заговорят по-русски. Суйма говорила все громче и громче. Лица оживлялись, краснели, глаза то хмурились, то словно хотели выскочить из своих орбит; одни колотили себя в грудь, другие надседались и чуть не опускались на корточки, выламывая разом энергические фразы. Было особенно комично, когда два лопаря схватывали друг друга за плечи, и уставясь один на другого, орали что-то в одно и тоже время. Зрелище было и оригинальное, и непривычное. Один оратор до того дошел, что, зажав себе уши, начал что-то выпевать остальным фистулою, но на него тотчас же налетел еще более горячий оппонент и покрыл своею густой октавой крикливую фистулу массельгского Демосеена. Меня особенно поразило то, что суйма безаппеляцинно решала дело, касавшееся только моего личного соглашения с двумя проводниками. При этом члены суймы были из разных концов Лапландии и тем не менее принимали столь искреннее участие в этом деле, словно это затрагивало дорогие им интересы. Вдоволь насмотревшись на галдевшую, куда крикливее наших сходов, суйму, я уже хотел выйти, тем более, что в бане становилось жарко, как вдруг лопари разом смолкли. [343] Точно что-то их оборвало сразу. Только что горланили, что было мочи, а теперь только и слышно как ноги шаркают по полу, да двери скрипят, да где-то орет пронзительно и резко чайка. – Что же, порушили? – Суйма сказала свое слово! И лопари-проводники передали мне свои условия. Я только руками развел! когда и как все они согласились, когда и кем было формулировано общее решение, как они понимали друг друга? Тем не менее плата, истребованная с меня, была крайне добросовестна, так что я счел еще себя обязанным накинуть несколько, к недоумению простых и честных лопарей.

ВВС: СПАСИБО!!! Очень своевременно! )))

Вендрю: И немного от коллег: Завтра, 20 ноября 2013 года в Хабаровске пройдет юбилейное заседание Совета уполномоченных представителей коренных малочисленных народов Севера Хабаровского края при Губернаторе Хабаровского края. Совету исполнится 10 лет. Это мало )))), но много!!!! Поздравляю всех членов Совета уполномоченных представителей КМНС при Губернаторе Хабаровского края с этой замечательной датой и желаю поступательной, плодотворной работы на благо коренных народов. С уважением, президент АКМНС Хабаровского края, Л.В. Пассар.

Вендрю: На одной из встреч на конференции по правам КМНС я разговаривала с Кряжковым Владимиром Алексеевичем, который давно изучает юридическую практику в отношении коренных народов. Я задала вопрос по нашей теме, на что он сказал: в принципе все решаемо на уровне самого региона и ваш вопрос в отношении парламента именно саамского, лежит даже не в правовой плоскости, больше в политической. И все, кто сейчас читает рассылку, я уверена, все это понимаете!!! К бабке ходить не надо! И ведь мы приняли решение на 1 Съезде саамов, мы это сделали!!! От нас ждали все, что вот оно, случилось: Молодцы саами, сделали! И что случилось дальше??? Не буду называть фамилии, но ... что двигало и двигает сегодня людей, которые видят очевидное, но не хотят принять, что нам надо объединится!? Ведь дело даже не в личности, не в человеке, который возглавляет этот выборный орган, соревноваться-то не с кем! Возвращаюсь к выделенным мной пунктам: 1) совещательных структур при органах Я имела ввиду то, что на 1 Съезде, нами совместно с правительством был реализован пункт из ФЗ "О гарантиях и правах КМНС", мы выбрали СОВЕТ, если помните он тогда назывался СУПС МО. И на этом же Съезде мы проголосовали за Положение о Совете, на основании которого и действовал СУПС и действует КНСС. К сожалению!!!! в ГОБУ ЦКМНС не смогли найти документы 1 Съезда (что очень удивительно) Но у нас есть копии рукописных протоколов. Благодарю за это Анну Прахову, так как это она сделал всю работу, благодаря этому у нас есть доказательства того, чего не хотят принимать как ГОБУ так и Правительству. Тем самым вводят в заблуждение и Совет при Правительстве и нас. В Положении так и сказано, что выборный орган является консультативным и совещательным органом саамов. 2) чтобы этот орган был действенным, его надо передать полностью в руки саами!!!, именно это мы имели ввиду, когда говорили о том, что он должен стать независимым. Но господа из правительства и иже с ними... извратили смысл данного слова. Независимый в принятии решений, которые относятся к саамской жизни. Да, нам необходимо финансирование, как любой орган он должен проводить заседания, использовать канцелярию, да я думаю, вы понимаете, что я имею ввиду. Орган не должен быть ручным и тем более назначаемым, как это происходит с Советом, общины предлагают согласно представленным протоколам и затем: п.4.2. Правительство Мурманской области формирует Совет и утверждает его состав. 4.5. Из числа кандидатур, предложенных общинами саамов, Правительство Мурманской области включает в состав Совета 9 представителей. 4.7. Срок полномочий членов Совета истекает через два года. 4.8. Правительство Мурманской области инициирует процедуру по формированию нового состава Совета за три месяца до истечения срока полномочий действующего состава Совета.(Положение о Совете от 11 февраля 2009 г. N 57-ПП) 4.14. Представитель Правительства Мурманской области участвует в деятельности Совета, а также организует его взаимодействие с Правительством Мурманской области и иными исполнительными органами государственной власти Мурманской области. 4.18. Внеплановые заседания Совета созываются по инициативе Губернатора Мурманской области, представителя Правительства Мурманской области либо председателя Совета. 4.19. Организационно-техническое обеспечение деятельности Совета возлагается на Комитет по взаимодействию с общественными организациями и делам молодежи Мурманской области (Истомин А.П.). Вот это именно то, от чего мы уходили. А еще власть не вмешивается в деятельность НКО, а общины какой формы!? в муниципальных образованиях стали создаваться похожие органы. - это право реализации ФЗ "О гарантиях". ; района могли бы и создать у себя такие Советы. распоряжением Администрации - администраци в широком смысле слова, а это Губернатор, правительство, Дума, документ, который юридически закрепляет деятельность выборного органа. Есть Нормативный акт, а еще лучше, что и должно было быть - Закон о коренном малочисленном народе Мурманской области - саами!!! Первыми шагами Совета народа саами было бы изучение сферы политики региона в отношении коренного народа саами, четкий анализ, что же происходит с народом! электронной информационно-справочной системе все это закрепить в Реестре саамов, о котором твердим уже более трех лет!!! приоритетные направления деятельности – правотворчество.!!! У выборного органа есть (должна быть) администрация, а это ГОБУ сегодня, которая является сопроводителем деятельности выборного органа, они -то и осуществляют мониторинг регионального и федерального законодательства, касающегося ее интересов. Все это обсуждается на заседаниях и представляется на Съезде. сегодняшний уровень взаимодействия между органами разных муниципалитетов явно недостаточен и, как следствие, обмен опытом идёт на ненадлежащем уровне. ну и как у нас - нет четкого взаимодействия между КНСС и ГОБУ, Комитетом молодежи, что очень печально ((( Вот как-то так попыталась от ответить, надеюсь что стало хоть что-то вам понятно С уважением, В. Совкина

Вендрю: Югорская модель этнического представительства признана самой популярной Еще несколько десятилетий назад опыт этнического представительства в парламентах был экзотическим. Чтобы пересчитать страны, где такое представительство имелось, хватало пальцев одной руки. Сегодня более сорока государств мира обладают таким опытом. этническое представительство национальные меньшинства югра ассамблея коренных малочисленных народов севера хмао-югра Этот факт позволяет говорить, по сути, об этнической революции в парламентском праве. Главной ее причиной стали мощные миграционные потоки, которые существенно меняют традиционный этнический состав. И когда межэтнический конфликт начинает резонировать с межконфессиональным, события подчас приобретают трагический оборот. Примером может служить война в бывшей Югославии. В 1999 году юристы выработали так называемые лундские рекомендации, которые регламентируют участие национальных меньшинств в общественно-политической жизни. Это — введение постов уполномоченных по защите прав этнических меньшинств, присвоение их языкам статуса государственного, особый порядок нарезки избирательных округов, снижение регистрационного барьера для партий, объединяющих этнические меньшинства (последняя норма не может быть отражена в российском законодательстве, так как в нашей стране национальные партии запрещены). Однако применение этих норм на практике показало, что они неэффективны в отношении коренных аборигенных народов. Дело в том, что аборигены в силу специфики своей жизни не являются активными горожанами и не участвуют в деятельности политических партий. Поэтому они не могут эффективно работать в парламенте. По этой причине параллельно с разработкой лундских рекомендаций в Норвегии, Финляндии и Швеции была выработана альтернативная модель аборигенных, или саамских, парламентов. При этом они не являются парламентами в строгом смысле слова. Это консультативные общественные советы при органах исполнительной власти. И выборы в них организованы не так, как в обычный парламент. Они проводятся только в тех регионах, где проживают коренные народы, и только эти народы наделены избирательным правом. Саамские парламенты обладают отдельными полномочиями, характерными для органов представительной власти: правом законодательной инициативы, участия в парламентских слушаниях, распределения бюджетных средств и рядом других. В России имеется свой опыт этнического представительства. И именно региональное законодательство сделало в этой сфере больше, чем федеральное, в силу своей близости к этническим проблемам. Первым вариантом стали модели этнической квоты в парламенте, опробованные в середине 1990-х годов в ряде субъектов Федерации, среди которых была и Югра. По мнению доцента Сургутского государственного университета Натальи Филипповой, модель, опробованная в нашем округе, войдет в учебники истории конституционного права под названием югорской. Квота представительства в югорском парламенте предназначалась не для всех этнических меньшинств, как это было в Дагестане, а только для коренных малочисленных народов Севера. Югорская модель полностью соответствовала требованиям федерального законодательства, поэтому она приобрела популярность и была использована другими субъектами Федерации. Более подробно об Ассамблее коренных малочисленных народов Севера рассказал на недавней конференции, посвященной двадцатилетию законодательства Югры, председатель ассамблеи Еремей Айпин. Правда, самой ассамблее не 20 лет, как Думе Югры, а только 18, поскольку она была сформирована во втором созыве. Ассамблея представляет интересы ханты, манси и лесных ненцев, которых в нашем округе, по данным последней переписи, 31,5 тыс. человек. Благодаря депутатам ассамблеи были приняты две программы — о жилье аборигенам и об обеспечении занятости коренного населения и целый ряд других окружных законов, предоставляющих те или иные преференции коренным жителям Югры — к примеру, возможность льготного обеспечения путевками. Среди законодательных актов — законы об общинах, традиционных видах хозяйственной деятельности, о языке, об оленеводстве, о факториях, о поддержке органами государственной власти организаций, осуществляющих традиционное хозяйствование. Уникальным в российском законодательстве является принятый окружной Думой закон о святилищах. Его аналог есть только в американском законодательстве, где имеется нормативный акт об охране святилищ коренных народов. Всего с подачи ассамблеи региональный парламент принял более полутора десятков законов. Еще в 37 окружных законах есть нормы, касающиеся коренных народов. Много это или мало? Смотря с чем сравнивать. В Канаде, например, на разработку одного такого законодательного акта уходит десять лет. С другой стороны, за границей законы существуют на все случаи жизни, а у нас в округе есть еще много вопросов, требующих законодательного оформления. На текущий год ассамблея запланировала принятие законов об экологической экспертизе, о НИИ обско-угорских народов, об уполномоченном по правам коренных малочисленных народов Севера. Изменений и дополнений требуют законы о святилищах и о недропользовании. Югорская модель получила высокую оценку со стороны международных организаций. Однако время не стоит на месте. Развитие избирательного права привело к тому, что модель этнической квоты становится все менее эффективной. Тому есть несколько причин. Это и профессионализация, и политизация, и увеличение численности региональных парламентов. Если вспомнить нашу историю, то первоначальное соотношение составляло 23 на 6. То есть на 23 депутата Думы приходилось шесть членов ассамблеи. Сегодня эта пропорция уменьшилась до 35 на 3. Пришло время искать новые формы этнического представительства, и в ряде мест они уже найдены. Это и консультативные общественные советы, объединяющие все этносы, и уполномоченные по правам коренных народов, и предоставление общественным объединениям коренных народов права законодательной инициативы. Наиболее интересным сегодня является пример Мурманской области, где попытались адаптировать скандинавский опыт. В 2010 году был создан саамский парламент Кольского полуострова, который представляет собой консультативный общественный орган. На этот счет пока нет ни федерального, ни регионального закона, так что порядок формирования саамского парламента ничем не ограничен. В перспективе перед региональным законодателем стоят две взаимоисключающие задачи: поиск таких форм представительства коренных народов, которые отражают их традиции, и решение проблемы представительства иных национальных меньшинств. Решение этих задач именно на уровне нашего округа позволило бы югорским парламентариям вновь войти в историю — на этот раз в качестве творцов новой модели этнического представительства в региональном парламенте нашей большой России материал: Андрей Маркин http://ugra.mk.ru/article/2014/04/09/1011036-myi-tut-zhili-i-do-bolshoy-nefti.html



полная версия страницы