Форум » Мурманская областная Дума » ОТ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ » Ответить

ОТ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ

ВВС: Александр Матвеев: Нельзя ломать традиции коренных народов В Конституции Российской Федерации особо выделена такая категория граждан нашей страны, как коренные малочисленные народы, и определена обязанность государства по защите их исконной среды обитания и традиционного образа жизни. Недавно Комитет Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов провёл парламентские слушания по этой тематике. Об итогах слушаний рассказывает председатель комитета Александр Матвеев. Интервью Парламентской газете: http://pnp.ru/newspaper/20110603/6674.html

Ответов - 2

ВВС: не открылась эта статья, выставляю другую: Коренные и пришлые проблемы коренных народов Юрий Говердовский, фото: Владимир Веленгурин РУБРИКА: ПАРЛАМЕНТСКИЕ СЛУШАНИЯ Коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока сегодня в любой сфере деятельности приходится сталкиваться с большими и малыми проблемами. В очередной раз это подтвердили парламентские слушания. Как отметил на открытии слушаний председатель Комитета Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов Александр Матвеев, ситуация особенно обострилась в последние несколько лет. Одной из главных причин этого стало широкое внедрение элементов рынка в традиционные для малочисленных народов отрасли природопользования (рыболовство, охота, лесное и водное хозяйство, земельные отношения). Это, в частности, платное использование природных ресурсов, аукционное или конкурсное распределение земельных, лесных, рыбопромысловых участков и охотничьих угодий, наличие квот и разрешений на добычу или заготовку тех или иных видов ресурсов. Понятно, что общинам коренных народов не по силам тягаться с мощными и богатыми компаниями, эксплуатирующими сегодня ресурсы территорий традиционного природопользования. В законодательство и правоприменительную практику вносятся изменения, недостаточно учитывающие или вообще не учитывающие права коренных народов, в том числе и те, которыми они пользовались раньше. Например, положения нового Лесного кодекса о получении права пользования лесными участками только на основе аренды по итогам аукционов стали препятствием для занятий северным оленеводством, заготовкой дикорастущих трав. С вступлением в силу в 2008 году изменений в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» фактически разрушена действовавшая раньше система организации рыболовства, которая обеспечивала традиционный образ жизни и традиционную хозяйственную деятельность малых народов. В том числе было отменено внеконкурсное предоставление таким народам и их общинам рыбопромысловых участков. Аналогичная ситуация в связи с принятым в 2009 году законодательным решением сложилась с охотничьим промыслом. В результате в правовом регулировании традиционной хозяйственной деятельности малых народов появилось множество проблем. В то же время годами без движения лежат внесённые для рассмотрения законопроекты, направленные на улучшение сложившейся ситуации. Например, Комитет Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов внёс три таких законопроекта, которые получили положительное заключение Правительства, но «зависли» в следующей инстанции. Александр Матвеев выделил четыре проблемы правового регулирования в указанной сфере. Первое: необходимо законодательно определить понятие традиционной хозяйственной деятельности малых народов. Второе: надо дать ответ на вопрос – могут ли субъекты традиционной хозяйственной деятельности объединяться? Третье: необходимо определить место общин и других объединений в традиционной хозяйственной деятельности. Четвёртое: нужно выработать общую позицию по территориям традиционного природопользования. При обсуждении круга проблем высказывались различные, порой диаметрально противоположные мнения. Например, директор Департамента межнациональных отношений Министерства регионального развития Александр Журавский заявил, что драматизировать ситуацию не стоит: ничего не разрушено, просто надо устранить имеющиеся недостатки. В качестве примера он назвал Концепцию устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, в которой определены приоритеты до 2025 года. Правда, забота эта порой весьма своеобразная. Например, в своё время был принят федеральный закон о территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов. Но, как единодушно признали и представитель министерства, и другие участники слушаний, в течение десяти лет этот закон фактически не работает из-за отсутствия механизмов его реализации. За прошедшее время не было образовано ни одной территории традиционного природопользования федерального значения. Оптимизм чиновника не разделил президент Ассоциации коренных малочисленных народов Сергей Харючи. Если говорить в общем и целом, то вроде бы всё в порядке. Но когда опускаемся на региональный и местный уровень, то получается, по его словам, «немножко шиворот-навыворот». По мнению Харючи, коренные малочисленные народы сегодня слабо защищены и уязвимы по многим позициям. О чём можно говорить, если до сих пор не решён вопрос определения границ территорий традиционного природопользования, нет чёткого перечня видов традиционной хозяйственной деятельности, отсутствует механизм подтверждения принадлежности гражданина к тому или иному народу? Поэтому немудрено, что регистрируются в качестве общины коренных малочисленных народов, например, украинцы и даже кавказцы, преследуя те или иные корыстные цели. А власть часто предпочитает этого не замечать. Сергей Харючи напомнил, что на протяжении тысячелетий коренные малочисленные народы сами успешно регулировали вопросы природопользования, благодаря чему и выжили в экстремальных условиях. Но тогда им никто не мешал и не вторгался на территории традиционного природопользования. Сегодня другие условия, которые невозможно игнорировать. Поэтому целесообразно было бы создать консультативный совет по вопросам коренных малочисленных народов под руководством заместителя Председателя Совета Федерации. Кстати, выступивший на заседании профессор Владимир Кряжков подметил, что в настоящее время единственной государственной структурой на федеральном уровне, в названии которой есть слова «Север» и «малочисленные народы», является организовавший парламентские слушания Комитет Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов. Увы, но это сейчас единственный официальный канал, через который люди могут донести свои проблемы до высшей федеральной власти с надеждой быть услышанными. Остаётся надеяться, что этот канал успешно сработает и в этот раз. И до Федерального Собрания и Правительства страны будут доведены адресованные им рекомендации прошедших парламентских слушаний, основная часть которых касается совершенствования законодательства с целью эффективного правового регулирования традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов. http://www.pnp.ru/newspaper/20110513/6507.html?year=2011&month=3

ВВС: нашла возможность! ))) Александр Матвеев: Нельзя ломать традиции коренных народов беседовал Юрий Говердовский РУБРИКА: ЭКСПЕРТИЗА В Конституции Российской Федерации особо выделена такая категория граждан нашей страны, как коренные малочисленные народы, и определена обязанность государства по защите их исконной среды обитания и традиционного образа жизни. Недавно Комитет Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов провёл парламентские слушания по этой тематике. Об итогах слушаний рассказывает председатель комитета Александр Матвеев. – Александр Сафронович, как бы вы охарактеризовали сегодняшнюю ситуацию с правовым регулированием традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока? – Хотя в этой сфере у нас приняты и действуют законодательные и нормативные акты, проблемы правового регулирования традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов в последние несколько лет приобрели важное, а для некоторых субъектов Российской Федерации чрезвычайно актуальное значение. Это показывают анализ положения дел на местах, регулярные встречи членов Совета Федерации с представителями коренных малочисленных народов, а также обращения в нашу палату, в органы государственной власти, публикации в средствах массовой информации. По различным аспектам этой проблемы неоднократно высказывались и давали поручения Президент Дмитрий Медведев и Председатель Правительства Владимир Путин. Наш комитет считает, что ситуация с обеспечением прав коренных малочисленных народов обострилась в связи с тем, что в последние несколько лет в отраслях природопользования всё шире внедряются элементы рыночных экономических отношений. В связи с этим в природоресурсное законодательство и правоприменительную практику внесены и продолжают вноситься изменения, в которых не учитываются или недостаточно учитываются права коренных малочисленных народов, особенности их традиционного образа жизни и традиционной хозяйственной деятельности. Вполне понятно, что хозяйственная деятельность коренных малочисленных народов не может на равных конкурировать с коммерческими структурами, которые приходят в северные регионы, а возможность предоставления или сохранения преференций местному населению расценивается некоторыми авторами экономических реформ как нарушение принципа свободной конкуренции. В результате мы получили сложную и запутанную ситуацию, при которой многие положения природоресурсного законодательства и законодательства о коренных малочисленных народах не соответствуют друг другу. – Можете привести конкретные примеры? – Например, новой редакцией Лесного кодекса разрешено использовать лесные участки только на основе аренды по итогам аукционов. Но в это положение никак не вписываются ни северное оленеводство, ни заготовка коренными народами пищевых лесных ресурсов и лекарственных растений, ни возможность осуществления различных видов пользования лесными ресурсами на одном участке, как это здесь принято. К этому можно добавить и неподъёмные в ряде территорий размеры ставок платы за использование лесных площадей для развития оленеводства. Ещё один пример. В конце 2007 года были внесены изменения в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов». Согласно им стали проводиться конкурсы на право заключения договора о предоставлении рыбопромысловых участков. Фактически же была разрушена действующая ранее система организации рыболовства в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности местного населения. В том числе было отменено внеконкурсное предоставление этим народам и их объединениям рыбопромысловых участков. Далее. С апреля прошлого года вступил в силу Федеральный закон «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В нём, хотя и описываются виды охоты в целях обеспечения традиционного образа жизни и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов, нет реальных механизмов её осуществления. К этим и ряду других изменений законодательства в последние годы можно добавить уже хрестоматийный пример десятилетнего бездействия Федерального закона «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации». И снова из-за отсутствия механизмов его реализации так и не было образовано ни одной территории традиционного природопользования федерального значения, существует лишь несколько территорий регионального и местного значения. При этом третий год лежит без движения принятый Государственной Думой в первом чтении законопроект, предусматривающий исключение территорий традиционного природопользования из перечня видов особо охраняемых природных территорий. Также со времени принятия Земельного кодекса не решён вопрос о предоставлении коренным малочисленным народам и их общинам права безвозмездно пользоваться земельными участками для традиционной хозяйственной деятельности. – Чем всё это оборачивается на практике? – Тем, что людям, которые живут за счёт традиционной хозяйственной деятельности, подобные законодательные препоны не позволяют нормально обеспечить жизнь своих семей, а кое-где приводят даже к трагедиям. Есть и ещё одна сложность. Коренные народы действующим законодательством наделены всеми льготами по признаку принадлежности к ним. А у нас в паспорте национальность не указывается – и во многих случаях представители малочисленных народов не могут документально подтвердить свою национальную принадлежность и лишены возможности реализовать свои права. Причём это относится не только к традиционной хозяйственной деятельности, но и к правам на пенсионное, социальное обеспечение и другим вопросам. Мы считаем, что необходимо наделить органы местного самоуправления в местах традиционного проживания коренных малочисленных народов полномочиями выдавать людям справки об их национальной принадлежности и о праве пользоваться установленными законодательством преимуществами, а Правительству – разработать соответствующий порядок. – И что же, законодательная и исполнительная власти не в состоянии оперативно устранить эти недостатки и противоречия? – Я не могу сказать, что никто ничего не делает. Так, Министерство регионального развития, другие федеральные министерства и ведомства неоднократно обсуждали эти вопросы, созданы различные комиссии, разрабатываются новые законопроекты. Совет Федерации за последние два с половиной года внёс в Государственную Думу три соответствующих законопроекта. Один из них направлен на решение вопроса о праве безвозмездного пользования участками земли, второй – на обеспечение охоты как вида постоянной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов. Третьим законопроектом мы попытались вернуть в законодательство положение о праве граждан на использование традиционных способов добычи водных биологических ресурсов. Однако на практике сложилась своего рода патовая ситуация. Все понимают необходимость принятия мер, но отсутствие единого согласованного подхода по основным концептуальным вопросам не позволяет реализовать их уже в течение нескольких лет. С целью выработки единых подходов за последние месяцы по нашей инициативе состоялось уже три встречи с руководством Минрегиона с участием руководителей профильных комитетов Государственной Думы и представителей заинтересованных министерств и ведомств. – Какой вы предлагаете выход из создавшегося положения? – Первое. Необходимо законодательно определить понятие традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов. Его отсутствие не позволяет решить иные, более конкретные вопросы. Должно быть установлено, что традиционная хозяйственная деятельность включает в себя добычу, вылов, производство продукции только для личного и семейного потребления и содержания домашних животных. Может ли субъект традиционной хозяйственной деятельности реализовать часть такой продукции для удовлетворения своих потребностей, или это его основная трудовая занятость? Имеют ли право субъекты традиционной хозяйственной деятельности объединяться для её осуществления и могут ли в этом случае общины коренных малочисленных народов сами являться субъектами этой деятельности? Второе. Необходимо установить, какой объём продукции традиционной хозяйственной деятельности должен определяться для личных нужд, или для удовлетворения личных потребностей. Как известно, в соответствии с Налоговым кодексом объём объектов животного мира и объектов водных биологических ресурсов, добываемых для удовлетворения личных нужд, освобождается от налогообложения. А в соответствии с законодательством свободно, без каких-либо разрешений охота осуществляется в объёме, необходимом для удовлетворения личного потребления. В то же время по подготовленному Минрегионом законопроекту к традиционному рыболовству, которое осуществляется «свободно, бесплатно, без ограничений по объёму добычи (вылова) водных биоресурсов», отнесено рыболовство для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Во всех трёх случаях речь идёт об одном и том же, но применяются разные термины. Поэтому необходимо определиться, что такое объёмы продукции традиционной хозяйственной деятельности для удовлетворения личных нужд? Это только то, что может быть потреблено, или также и то, что может быть использовано, в том числе реализовано, для удовлетворения иных потребностей? Третье. Необходимо определить место общин и других объединений коренных малочисленных народов в традиционной хозяйственной деятельности. Сегодня чётко обозначена позиция ряда ведомств: хозяйственная деятельность общин должна вестись по общему порядку, как и для иных хозяйственных структур, и на них не должны распространяться льготы, установленные для традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов. Однако при этом не учитывается, что многие общины обеспечивают жизнедеятельность и занятость коренных малочисленных народов, являются плательщиками налогов и сборов и в значительной степени или полностью являются градообразующими предприятиями. В то же время очевидно, что свободную конкуренцию с коммерческими структурами они вряд ли выдержат. Поэтому нуждаются в государственной поддержке. Вместе с тем необходимо критически посмотреть и на положения Федерального закона «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации», которые содержат определённые изъяны и лазейки, позволяющие создавать так называемые лжеобщины в целях получения доступа к пользованию природными ресурсами на льготных условиях. Четвёртое. Необходимо выработать общую позицию и по вопросам создания территорий традиционного природопользования. Обязательно ли должны создаваться такие территории в местах традиционной хозяйственной деятельности, если эта деятельность связана с природопользованием? Действующее законодательство такого требования не содержит. В то же время отсутствие такой связки стало одной из основных причин, по которым законопроекты Совета Федерации, о которых я ранее говорил, не поддерживаются. Кроме того, новым законопроектом о территориях традиционного природопользования, подготовленным Минрегионом, предусматривается, что все решения о создании территорий традиционного природопользования должны будут приниматься Правительством. Представляете, с каким трудом и в какие сроки станут приниматься такие решения, если территории традиционного природопользования будут создаваться одновременно в ряде регионов?! Очевидно, что если будут выработаны единые концептуальные подходы к этим и ряду других вопросов, то можно в короткие сроки принять законодательные решения для создания системы комплексного правового регулирования традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов. http://pnp.ru/newspaper/20110603/6674.html



полная версия страницы