Форум » Что вы хотите знать о сааами? » Православие и саами. » Ответить

Православие и саами.

Вендрю: Сегодня - Рождество. В этот день мой рассказ о часовне Рождества Христова, что в Лявозерском саамском погосте, неподалеку от Контозера Уже в наши дни ее обнаружил директор краеведческого музея ОАО «Севредмет» из Ревды Иван Вдовин. Однако еще до этого предпринималось несколько попыток найти часовню, одну из которых - экспедицию по реке Харловка - организовал Александр Комаров, руководивший тогда ревдским краеведческим музеем. В числе участников той экспедиции был и Иван Вдовин. Поиски, увы, ни к чему не привели и были отложены до лучших времен. Спустя годы Вдовин их возобновил. «Лес долго не хотел открывать Ивану Васильевичу, упорно продолжавшему поиски, свои тайны, - сообщается на сайте http://www.rusvera.mrezha.ru/447/1.htm. - Но, как только мелькнула мысль, что опять все напрасно, Вдовину что-то показалось среди деревьев. Бегом, пробравшись сквозь березняк, он увидел заросшую мхом крышу и маковку часовни, на которой был установлен православный крест». Ныне эта Рождественская часовня – единственное дореволюционное православное сооружение на территории Ловозерского района. В средствах массовой информации приводится одно из дореволюционных упоминаний о часовне: «В третьем выпуске Архангельского Епархиального Церковно – Археологического комитета от 1896 года об этой часовне сказано: «В пяти верстах от Лявозерского (не путать с Ловозерским) погоста находится ветхая часовня во имя Рождества Христова, неизвестно кем и когда построенная». Одновременно в прессе по сей день утверждается, что история этой часовни неизвестна: «Когда и зачем построена эта часовня в таком глухом лесу пока остается тайной», «история часовни окутана тайной», «история этой часовни до сих пор остается в тайне». Попытаемся же пролить свет на происхождение Рождественской часовни, основываясь на документах Государственного архива Мурманской области. В ведомости о церквях и церковнослужителях Кольского благочиния за 1828 год, составленных протопопом Воскресенского собора Колы Иоанном Дьяконовым имеется следующая запись: «От Понойского прихода по зимнему тракту в 500 верстах при Семиостровском погосте часовня во имя Рождества Иисус Христова, маленькая. А от города Колы в 200 верстах. По фундаменту, стенами и крышей еще прочна. Жители при часовне из собираемых кошельковых доходов по части иногда доставляют в местную церковь. Построена при заведенных частными людьми рыбных промыслах». Это – самое раннее упоминание о Контозерской часовне. В ту пору она была приписана к Понойскому приходу, в 50-е годы XIX столетия перешла в ведение Кольского соборного прихода, а позже относилась к Ловозерскому лопарскому приходу. Внимательные читатели наверняка обратили внимание и на то, что вместо Лявозерского саамского погоста в ведомости упоминается Семиостровский. Дело в том, что в прежние времена Лявозерский погост частенько именовался одним из Семиостровских (всего их было 4). Так в рапорте от 19 февраля 1834 года Дьяконов сообщал епископу Архангельскому и Холмогорскому Георгию (Ящуржинскому): «Семиостровской же [погост] называемой Лявозерской, при коем часовня во имя Рождества Христова». В ведомостях того времени не раз подчеркивается бедность часовни, непритязательность ее убранства. В 1831 году Понойский священник Дамиан Андрианов сообщает, что от часовни «прибыли в церковный кошелек никакой не получается, содержание же имеет скудное от подаяния в кошелек». «Утварью скудна», - пишет в 1850 году кольский протоиерей Матфий Поликин. «Утварью скудна, - вторит ему в 1853-м кольский священник Алексей Алексеевский. - Кошелькового сбора от сей часовни поступило 1 руб., а свечного не поступило». Благодаря процитированным документам происхождение Рождественской часовни проясняется. Где-то поблизости саамы ловили рыбу и, дабы иметь возможность молиться во время рыбных промыслов соорудили часовню, наименовав ее в честь одного из самых почитаемых православных праздников. Судя по тому, что о ветхости строения речи еще не идет, наоборот подчеркивается его исправное состояние, часовня была сооружена в конце XVIII - начале XIX века. Она благополучно просуществовала до начала ХХ столетия, но после революции о ней забыли. С одной стороны это, конечно, плохо, но с другой – именно благодаря забвению часовня уцелела и благополучно просуществовала до наших дней. Такова, вкратце, история Рождественской часовни в Лявозерском саамском погосте. С рождеством Христовым вас, уважаемые читатели. http://murmansk.kp.ru/daily/26180.3/3067934/

Ответов - 0



полная версия страницы