Форум » Территории традиционного природопользования и все что связано с землей » Д. Мамыев - Директор природного парка "Уч-Энмек" Алтай » Ответить

Д. Мамыев - Директор природного парка "Уч-Энмек" Алтай

ВВС: Недалеко от сибирского города Красноярска, в актовом зале санатория советских времен, Данил Мамыев слушает доклад о методах защиты окружающей среды в России. Семинар для выпускников, проходящий в рамках программы «Открытый мир – выпускникам», посвящен развитию программ по охране окружающей среды, которые включают участие и координацию действий общественных организаций, представителей бизнеса и региональных властей. Мамыеву обсуждаемая тема хорошо знакома. К моменту своего участия в программе «Открытый мир» в 2003 году он уже являлся одним из руководителей и инициаторов проекта по созданию природного заповедника на своей родине, в Республике Алтай на юге Сибири (она граничит с Казахстаном, Китаем и Монголией). Этот масштабный проект предполагал как раз такое тесное сотрудничество всех структур, о котором идет речь на семинаре. Однако при создании заповедника на 60 551 гектарах (233,6 квадратных миль) в 1991 году, природного парка «Уч- Энмек» в долине Каракол, Мамыев столкнулся не только с сопротивлением со стороны развивающегося туристического бизнеса и местного правительства, но и с сомнением и нерешительностью своих соотечественников, уроженцев Алтая. И все-таки природный заповедник был создан. Это произошло, прежде всего, благодаря тому, что люди, обитатели Алтая осознали: природная красота их нетронутого горного края привлекает все больше и больше туристов, в то время как новые законы по землепользованию слабо защищают и плохо регулируют развитие региона. Все это не могло не вызвать серьезную обеспокоенность по поводу будущего края, особенно Священной долины Каракол — святой земли коренного населения и места захоронений, имеющей особую религиозную и историческую значимость для Алтая. Однако многие из местных жителей были настроены против создания национального парка на этой святой земле. Противники плана считали, что официальное признание этого места привлечет еще больше нежелательных гостей, которых нельзя допускать в такое священное место. По мнению же Мамыева, священные места должны общаться с людьми, чтобы поддерживать свою силу, и народ Алтая не имеет права категорично ограничивать доступ к этому месту, запретить духам долины контактировать с другими людьми. Важнее всего — сохранить традиционное уважение и почитание земли, открыть к ней доступ, но регулировать его. «В те времена это был самый большой конфликт между членами нашей этнической группы»- вспоминает Мамыев. – Для меня это был самый трудный период в жизни. Я часто спрашивал себя: правильно ли я поступаю, не причиняю ли огромный вред моему народу, моей культуре и Священной Долине?» В конце концов, доводы Мамыева одержали верх, и природный заповедник был создан. В его составе – три части. Каждая из них имеет свой особенный уровень экологической и культурной защиты. Особо священные места включают 810 гектаров (2000 акров) и охраняются по самым строгим законам защиты окружающей среды, существующим в России. В этой зоне запрещена любая деятельность человека. Еще на 4777 гектарах (11,795 акров) разрешены экскурсии только с гидом, а оставшиеся 54,964 гектаров (135,714 акров) отданы для отдыха и развития. Вскоре после создания парка Мамыеву представилась возможность побывать в Сарасоте (штат Форида) по программе «Открытый мир». Тема поездки «Охрана окружающей среды». Именно во время этой поездки он понял, что создание парка было первым шагом в осознании его жизненного призвания: «Это было открытие мира внутри меня». Через месяц после возвращения в Россию Мамыев получил еще одно приглашение в Соединенные Штаты – посетить земли американских индейцев и познакомиться с их культурой и методами сохранения их наследия. Уезжая из США во второй раз, Мамыев твердо решил продолжать работу по развитию природного парка «Уч-Энмек» долины Каракол и объединить подобные святые места в ассоциацию, с помощью которой их сотрудники будут взаимодействовать и обмениваться информацией. В то время как многие участники семинара в Красноярске выступили за подход к охране окружающей среды, включающий взаимодействие всех секторов – общественных организаций, бизнеса и властей данного региона, Мамыев в своей работе использует еще более целостный подход. Он считает, что самая важная составляющая охраны природы — это извлечение опыта и сохранение культуры, традиций и знаний коренных народов каждого региона. Прожив на земле более тысячелетия, эти коренные народы создали религии и образ жизни, которые существовали в гармонии с природой. Поэтому первым шагом в охране окружающей среды является охрана и изучение традиций и образа жизни коренного населения данного региона. Это будет способствовать его интеграции в экономическую модель устойчивого и экологически безопасного развития. Для реализации этой цели Мамыев работает над созданием на территории парка историко-культурного центра. Он также пропагандирует алтайскую культуру, природный заповедник и то, что он называет «Духовной экологией», через свою организацию «Тенгри». Признавая насущную потребность в экономическом процветании и стабильности среди жителей региона, Мамыев также поддерживает и пропагандирует «духовный эко-туризм», который, кроме вливания в край денег, включает в себя безопасные для экологии экскурсии и занятия, совмещенные с информацией о том, как обычаи и ритуалы местных народов взаимодействуют с духом земли. Осознавая, что для такого проекта необходима соответствующая инфраструктура и нормативная база, он подал в местную администрацию тщательно подготовленный план-предложение и продолжает лоббировать создание специального закона об особом статусе и охране священных памятников. Между тем, как директор парка, Мамыев продолжает свою работу по группированию и документированию древних культурных ценностей, находящихся на территории парка (наскальные рисунки и др). Таким образом, проект Мамыева включает в себя такие аспекты, как: охрана природы, история и культура, социология, религия, законодательство, участие бизнеса и региональной администрации. Его усилиями реализуется в полном смысле слова целостный подход к решению проблемы, которую меньшими средствами и не решить. http://www.openworld.gov/news/print.php?id=120&lang=2

Ответов - 2

ВВС: Наша республика отличается тем, что по природоохранной деятельности уже давно вышла на международный уровень и опережает другие регионы страны. Мы среди немногих субъектов федерации, которые имеют несколько объектов всемирного наследия по линии ЮНЕСКО. Не случайно три года назад в республике прошел российский семинар по обмену опытом сохранения природных территорий. В числе этих объектов и Телецкое озеро. Для коренного населения оно является одной из святынь. Поэтому, на мой взгляд, необходимость принятия закона, который бы регулировал деятельность на озере и его берегах, назрела уже давно. Сейчас законопроект по охране Телецкого озера нужно хотя бы принять за основу, а потом уже отрабатывать его более детально, потому что любой закон имеет рамочный характер. В будущем можно сформировать нормативную базу для зонирования этой территории с учетом исторически сложившихся традиций. Тогда каждая зона Телецкого озера будет защищена подзаконными актами, и в ней будут руководствоваться утвержденными правилами. А пока получается, что если мы и дальше не будем регулировать порядок на территории этого озера как памятника всемирного наследия, то в глазах мирового сообщества окажемся в нелестном виде. Телецкое озеро – достояние не только нашей республики и даже нашей страны, а достояние всего человечества. Как только закон начнет работать, все остальное можно довести до ума. Другая позиция относительно сохранения этого уникального уголка касается в целом развития туризма в Республике Алтай. Наш регион и внутри страны, и за ее пределами пользуется известностью благодаря тому, что здесь еще осталось коренное население, а исторически сложившиеся трепетные отношения между человеческой культурой и окружающей средой до сих пор сохраняются. У нас немало так называемых священных земель, которые коренное население почитает, как в старину. Учитывая эту особенность, на мой взгляд, нам, с одной стороны, нужно развивать туризм, с другой - сохранять культуру и исторические ценности. Среди этих ценностей на первом месте духовно-нравственная основа. В настоящее время туризм у нас пытаются развивать по европейской модели. Этот путь может привести к исчезновению традиций и самобытности, к поглощению культуры коренного народа. Нужно разработать стратегию развития туризма в нашем регионе, привязанную к приоритетам и ценностям живущих здесь народов. А нынешний туризм почти не учитывает интересы местного населения, в том числе коренного. Нам необходимо начать зонирование территорий и установить определенные правила поведения. Например, в нормативной базе по туризму и рекреации следует особо выделить священные земли и прописать, кто может вести туда туристов, в какое время суток можно посещать объекты, какие этические нормы следует соблюдать и т.д. В законопроекте по охране Телецкого озера, который по инициативе республиканского парламента вскоре может быть рассмотрен в Государственной Думе Российской Федерации, есть позиции по обозначенным выше проблемам. На них можно основываться и в дальнейшем конкретизировать меры, как лучше сохранить наши уникальные природные объекты. Д. Мамыев, руководитель Ассоциации особо охраняемых территорий Онгудайского района Республики Алтай http://kurultai.altai-republic.ru/modules.php?op=modload&name=News&file=article&sid=1049

ВВС: Дирекция Каракольского природного парка "Уч-Энмек", который располагается в Онгудайском районе, активно сотрудничает с сельской администрацией, на средства выигранных грантов способствует созданию новых рабочих мест, поддерживает крестьянские и фермерские хозяйства, расположенные на территории сельского муниципалитета. Инициативу в этом деле активно проявляет директор парка Даниил Мамыев. Недавно в селе Бичикту-Бом при финансовой поддержке дирекции парка открылся цех по пошиву алтайской национальной одежды, позволивший организовать четыре новых рабочих места. Теперь у дирекции парка новая задумка - оказать финансовую помощь руководителям крестьянских хозяйств, которые располагаются на территории парка. В частности - в кадастровой оценке земель и оформлении их в собственность для целей сельскохозяйственного производства. Этим шагом руководство «Уч-Энмека» надеется создать альтернативу браконьерству на территории парка, бесконтрольной вырубке леса, упорядочить заготовку ягод и грибов, лекарственно-технического сырья. И, в конечном счете, содействовать организации новых рабочих мест и рациональному использованию природных ресурсов. Посетивший Каракольский природный парк представитель Ассоциации этнопарков России отметил большую природоохранную работу дирекции, направленную на сохранение уникальной флоры и фауны Горного Алтая, сакральных мест и историко-культурных памятников народов, проживающих в Республике Алтай. http://www.google.ru/url?sa=t&source=web&cd=11&ved=0CBYQFjAAOAo&url=http%3A%2F%2Fwww.altai-republic.com%2Fmodules.php%3Fop%3Dmodload%26name%3DNews%26file%3Darticle%26sid%3D7299&rct=j&q=%D0%94%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B8%D0%BB%20%D0%9C%D0%B0%D0%BC%D1%8B%D0%B5%D0%B2&ei=U-tqTazeFcTLswby9MmbCA&usg=AFQjCNGsMW09j-E0CrAkHCwahL_TurVMqQ&cad=rjt



полная версия страницы