Форум » Статьи » Обыдно, блын, понэмаэш! » Ответить

Обыдно, блын, понэмаэш!

Вендрю: Глава 1 Именно такими словами закончил свой коммент под именем Человек незарегистрированный гость мурманской «семёрки», описав в нем собственное отношение к проблеме существования в Мурманской области «привилегированного» (по его мнению) коренного народа саами. «Ничего не имею против саами» - пишет Человек «Однако, одно у меня вызывает недоумение...: почему, например, саами - народ коренной в Мурманской области, и по их правам отдельные Советы, уполномоченные, комиссии, подкомиссии, целевые программы и проч. и проч... ….т А русские - не коренные ни в России, ни на планете Земля - инородные тела все? С Альфа-Центавра…? Почему, например, я (кто б я ни был по национальности - главное, что я не саами) здесь - на Мурмане - НЕ КОРЕННОЙ? Это тогда, когда я здесь родился, все пол века живу, у меня и бабушка, и отец в Мурмашах рядышком лежат? А мой внук - тоже не коренной? А он тоже здесь родился, его пра-прабабушка и прадед в земле Кольской. Вы тут про Конституцию. А разве она как-то делит россиян на белых, чёрных, серо-буро-малиновых или в крапинку или по сортам: I-й, II-й, а эти - III-й? Тем более по НАЦИОНАЛЬНОМУ признаку или месту рождения? По моему разумению (поправьте, если не догоняю чёй-то) наделение граждан дополнительными правами или лишение прав и свобод по признаку национальной принадлежности называется "дискриминацией". Разве не так? Вот я и недоумеваю... Обыдно, блын, понэмаэш!» Я уже заранее с большим уважение отношусь к этому Человеку, хотя бы потому, что он начал свой текст со слов «Ничего не имею против саами». Мой ответ (в рамках дискуссии, а не монолога, надеюсь) будет состоять, по всей видимости, из нескольких неравновеликих частей и даже глав. Ч. 1. Дорогой и уважаемый Человек! Ну почему обидно то? Я постараюсь пояснить Вам на своем примере (очень схожем с Вашим), почему не стоит обижаться, а наоборот, посетовать, как мало мы все в Мурманской области (в первую очередь власть) делаем для защиты прав единственного коренного народа на Кольском полуострове. Я тоже все свои шесть десятков лет живу в Мурманске. В Мурмашах могила и моего отца, поляка по национальности, рекрутированного молодым солдатом в наш регион из Украины, а потом всю свою жизнь положившего на строительство жилья и промышленных зданий в Мурманске и области. Моя мама из центральной России (Вороежа) и я считаю себя и своих сыновей русскими. Но по своему отцу (моему мужу Вячеславу Пайкачёву) Олег и Глеб еще и поморы с беломорского побережья. Они втроем тоже хотят считать себя здесь «коренными поморами», а я им объясняю, что это, скажем, не совсем так. Ч. 2 Дело в том, что саами заселяли тогда еще безымянные земли Кольского полуострова и южнее – в Карелии (в т.ч. на Соловках) уже семь тысяч лет назад. Все мы – русские (среди них, в первую очередь, поморы), коми и другие, приходили на их территорию в качестве завоевателей, постепенно и постоянно приобретающих по отношению к ним доминирующую роль. «Мы» оттесняли саами все дальше к арктическим льдам. Им, язычникам, мы, русские, навязали христианство и продолжаем навязывать свой язык. Правда, в царские времена, это было еще «по - божески». Тогда саами жили на территории Саамской волости с центром в городе Кола, еще имели родовые земли, сами решали все вопросы, вплоть до уголовных (только приговоры по убийствам выносил царь). Для решения самых важных вопросов они созывали Соббарь (своеобразное саамское «вече»), и голос саамской женщины учитывался наравне с голосом мужчины. Еще собрание представителей родов называлось Суйм. Не напоминает ли это Вам Сейм и не превосходит ли по уровню равноправия тогдашнюю цивилизованную Европу? Но когда нам, уже в советские времена (шестидесятые годы прошлого века), потребовалась «прибрежка» (под пограничные, военные и прочие «стратегические объекты», мы и с побережья народ саами выселили (из Териберки Варзино, и других мест), согнав их в глубинку – село Ловозеро. Ревду. Согнанные семьи принимали родственники, которые в лучшем случае могли дать угол женщинам с детьми, а мужчины, оставшиеся без работы и крыши над головой, еще долгое время бродили по поселку и тундре неприкаянными. Они «пачками» спивались, тем более, что на них аборигенов (это общеизвестно) алкоголь даже в малых дозах действует губительно. Чем же были эти места «компактного проживания», выделенные нами саамскому народу без их на то согласия на их же исконных землях? Есть только один честный ответ на этот вопрос и Вы, как умный и честный Человек этот ответ знаете: правильно – резервациями, которые, к нашему позору, остаются до сих пор и мы, их современники, этому даже не пытаемся противиться. Ч.3 Но самую большую подлость, полученную коренным народом саами от нас, пришельцев, я выделю в отдельную часть: у целого коренного народа в шестидесятые - семидесятые прошлого века мы отобрали будущее - детей, передав их в интернаты для детей, не имеющих родителей. Мы целое поколение молодых саами лишили родственников, родного языка, культуры, памяти о предках, пытаясь их насильно ассимилировать в свою среду. И продолжаем это делать. Ч.4 Теперь же мы радостно –озабочено рассуждаем о том, чего же хочет народ саами, ведь они же все практически не говорят по - саамски и чистых по крови саами среди них почти не осталось.Но, несмотря на всё это, миролюбивому и терпеливому народу саами многое удалось достичь: сохраняется культура и язык, люди стали гордится своими саамскими корнями возрождать национальную память. Почти пять лет назад на земле российских саами возрожден и Саамский Парламент, прототип которого (Соббарь) существовал еще до революции 17-го года. Теперь есть единый представительный орган, который от имени всех российских саами получил от их народа право и возможность обсуждать и самим обосновывать государственные, региональные и муниципальные программы, участие в которых им гарантировано российским законодательством. И мы будем стремиться формировать другие институты гражданского общества, которые помогут всем представителям этого народа участвовать в решении вопросов, касающихся их истории, культуры, языка, традиционных способов хозяйствования и природопользования на всей территории их исконного проживания – Кольском полуострове. И я надеюсь на то, что в ближайшей перспективе будет избран (например, Саамским Парламентом Кольского полуострова) Общественный Уполномоченный по правам коренного народа саами в Мурманской области. И всем вместе нам удастся добиться как минимум, того, чтобы официальным властям не удавалось срывать их праздники в День солидарности коренных народов мира 9 августа и Международный день саами 6 февраля, а также на Саамских играх и пр. http://7x7-journal.ru/post/31324?r=murmansk

Ответов - 1

Вендрю: Обыдно, блын, понэмаэш! Глава 2 «А русские - не коренные ни в России, ни на планете Земля - инородные тела все? С Альфа-Центавра…?» Вопрошает Человек, сетуя на то, что по правам русских в России не созданы «отдельные Советы, уполномоченные, комиссии, подкомиссии, целевые программы и проч. и проч...». Давайте спокойно, «без обЫд», попробуем разобраться. Ч.1 Все познается в сравнении. Попробуем, сравнить положение в Росси русских, например, с поляками. Почему с поляками? Ну, мне так проще, потому что я наполовину - «польских кровей». Могу ли я, как этническое меньшинство в Мурманской области потребовать гарантий, чтобы мои дети и внуки были обеспечены российским государством школами с обучением на польском, могу ли я, придя в суд, рассчитывать, что мое заявление на польском у меня примут и будут вести судопроизводство на польском языке? Я думаю, Вы, Человек, без труда ответите на этот и другие аналогичные вопросы (возможно, правда, покрутив при этом у виска – мол, с чего бы об этом спрашивать?). И Вы будете правы, если скажете, что все это гарантируется полякам польским государством на территории Польши. Все это гарантируется и Россией русским: все государственные и муниципальные органы по всей России обеспечивают право русских учится, судится, жаловаться, и т.д. и т.п. на русском языке. Более того, гарантируется, что умея читать, мы, русские, не заблудимся в пути, поскольку все надписи на дорогах, улицах, на официальных учреждениях – на русском. Юридические акты в России – на русском. Учителей русского готовят десятки, если не сотни ВУЗов и СУЗов. Преподавание во всех учебных учреждениях гарантированно ведется на русском. И музеи, библиотеки, театры – на русском. Даже военный хор (действительно состоящий из кадровых военных и так они проходят службу), вместо того, чтобы оттачивать свои ратные навыки, поет на русском за наши деньги налогоплательщиков, видимо, защищая таким способом хотя бы нашу русскую культуру. Причем все описанное и многое другое обеспечивается русским не на Альфе Центавра, а в каждом уголке России, включая те территории, где на своих исконных землях еще продолжают существовать коренные народы, которых нам не удалось ещё полностью ассимилировать. Уважаемый Человек не саамской национальности, какие еще права русских на сохранение русского языка, русской культуры, традиционных русских промыслов, на возможность судится, жениться,ориентироваться в пространстве на территории России в т.ч. в поселениях и на дорогах Вы хотите усилить «специальными целевыми программами, создавая отдельные Советы, уполномоченных по правам русских, комиссии, подкомиссии, и проч. и проч...»?. Ч.2 А теперь зададимся тем же вопросом, допустим, будучи представителем коренного народа. Ну, а поскольку мы с Вами живем на Кольском полуострове, административной единицей на котором в наше с Вами время является Мурманская область, поставим эти вопросы с точки зрения саами: - есть ли в Мурманской области школа (хотя бы классы в школе), где весь процесс обучения ведется на саамском? - есть ли в России образовательные учреждения, готовящие достаточное количество учителей саамского языка? - есть ли закон (Мурманской области) об официальном признании единого представительного выборного органа саами, который от лица всего саамского народа решает вопросы, касающиеся их языка, культуры, земель территорий)традиционного природопользования и самого традиционного природопользования? - примут ли в госоргане или поселковой администрации (даже на территориях, «отведенных» нами саами для их «компактного проживания»), а также в суде, прокуратуре, ЗАГСе (и тд) от них заявление на саамском языке и ответят ли им по-саамски? - есть ли в Кольском районе (бывшей Саамской волости), в Ловозеро, Ревде, Йоне, на терском берегу топографические надписи и надписи на официальных зданиях на саамском (или на русском И саамском)? - есть ли саамские музеи, в том числе «под открытым небом» в виде саамских жилищ с традиционной саамской утварью вдоль наших трасс? - есть ли какие-либо иные внешние признаки (куваксы, олени на дорогах, указатели, сувенирные этнические магазинчики вдоль трасс) показывающие каждому заезжему человеку, что здесь исконная саамская территория? - есть ли саамский национальный театр? В областном центре? - пытаемся ли мы возродить древние и не очень саамские поселения? - пытаемся ли поднять средний уровень жизни всех российских саами до общероссийского? - пытаемся ли мы официально на уровне государства признать этот народ пострадавшим от репрессивных действий правительств? - пытаемся ли мы защитить их исконные земли, где они выпасают или могут выпасать оленей от использования их недобросовестными промышленниками? - выделена ли хоть одна река (да что река, - участок на водоеме), для беспрепятственного вылова ими рыбы (способом, не наносящим вреда экологии)? - есть ли в Мурманской области буклеты, путеводители, гиды – проводники по исконным саамским территориям? - есть ли на территории Мурманской области саамские национальные этно-культурные природные парки, заповедники (хотя бы с элементами примет присутствия в них саамской самобытности)? - как власти реализуют право саами (представителей других народов, ведущих традиционный для саами образ жизни и хозяйствования) на альтернативную гражданскую службу? - не чинит ли власть препятствий для использования ими их символов, например, в поднятии ими саамского флага на центральных площадях и у административных зданий в населенных пунктах Мурманской области в дни международных праздников, касающихся саамского народа (9 августа, 6 февраля? - не чинит ли власть препятствий для участия саами в митингах и пикетах? - участвуют ли представители их народа в государственных или муниципальных комиссиях по решению этих вопросов? - что делают официальный Уполномоченный по правам человека и Уполномоченный по правам ребенка в Мурманской области для того, чтобы российские власти не нарушали действующее законодательство в отношении прав саами? - готовит ли официальный Уполномоченный по правам человека (да и ребенка) в Мурманской области описание нарушений прав российских саами (их детей, беременных женщин) для включения в ежегодный и (или) тематический Доклад Уполномоченного? (я уже не говорю, были ли аналогичные предложения в их программах, предъявляемых депутатам Мурманской областной Думы при избрании на этот пост? - готовит ли правительство Мурманской области, официальный Уполномоченный по правам человека (и ребенка) в Мурманской области описание случаев нарушений прав российских саами (их детей, беременных женщин) для включения в периодический Доклад по Рамочной Конвенции по защите прав ксооренных народов (ближайший срок рассмотрения докладов государств в декабре 2014 года)? В докладе должны быть отражены описания случаев этнической дискриминации и примеры политики ассимиляции по отношению к коренному народу. Ч.3 А теперь зададимся вопросом: делают ли это все власти (в нашем случае Мурманской области по отношению к народу саами), предоставляют ли они представителям народа саами необходимые и достаточные условия для участия в решении вопросов, касающихся их языка, культуры, традиционного природопользования и хозяйствования и т.д. Препятствуют ли они этнической дискриминации и ассимиляции современных саами. Ответ для многих честных людей, в т.ч. не относящихся по национальному признаку к народу саами, очевиден. А Уполномоченный по правам человека в Мурманской области обязан защищать права меньшинства (в т.ч. права представителей этнического меньшинства – коренного народа России в Мурманской области саами ). Продолжение следует. Третья глва будет посвящена международному и национальному законодательству по правам коренных народов. http://7x7-journal.ru/post/31375?r=murmansk



полная версия страницы