Форум » Статьи » ООН и коренные народы » Ответить

ООН и коренные народы

Вендрю: нашел на сайте ООН http://www.un.org/russian/ интересную информацию. опубликую её тут. может кому пригодится

Ответов - 20

Вендрю: информация с сайта: http://www.un.org/russian/cyberschoolbus/indigenous/advocate.shtml Всеобщая декларация прав человека утверждает неотъемлемое право всех представителей человечества на достоинство, равенство и другие права. В Декларации закреплены права всех представителей коренного населения. Однако коренные народы обладают также другими правами как отдельные культурные группы или народности. Зачем нужна отдельная Декларация прав коренных народов? Коренные народы были свидетелями завоевательных войн, порабощавших их земли и насаждавших правительства, зачастую совершенно чуждые их культурным системам правопорядка и правосудия. Они наблюдали за тем, как бывшие когда-то полноводными и обильными реки загрязнялись отходами промышленного производства. Они пытались сохранить свои земли, самобытность своего искусства и языка, здоровый генофонд народа, а нередко и собственную жизнь от посягательств чуждого им развития. Только этих причин вполне достаточно для того, чтобы коренные народы объединились в борьбе за свое право на автономию, самоопределение и культурную самобытность. Многие из групп коренных народов выступают за свои права, как на местном, так и на глобальном уровне. В разделе, посвященном парламенту саами, вы найдете конкретный материал, касающийся борьбы двух народностей за свои права. РАЗВИТИЕ Коренные народы часто становились заложниками инициатив по освоению земель, использованию энерго- и природных ресурсов окружавшей их среды. Правительства стран, жителями которых они являются, часто готовы оказывать содействие экономическому развитию страны без согласия или участия населения, населяющего территории в зоне развития. Инициативы по развитию страны, подвергающие опасности жизнь и территориальную целостность коренных народов, вызывают все большие противоречия. Названия и права Признание самобытности коренного населения — главное условие защиты прав коренных народов. Нередко правительства государств, в которых проживают коренные народы, не признают культурные группы «коренными народами». Вместо этого они считают их «меньшинствами». Например, народ саами в Скандинавии признается «коренным» в Норвегии, а в Швеции его считают «национальным меньшинством». Без признания самобытности коренных народов невозможно осуществление коллективных прав, изложенных в Декларации прав коренных народов. Хотя индивидуальные права народа саами защищены Всеобщей декларацией прав человека, в Швеции его коллективные права на землю, природные ресурсы и культурную самобытность не гарантированы. Руководящий орган В Норвегии Комитет по правам саами активно борется за политические и социальные права коренных жителей. В 1987 году, после принятия правительством Норвегии Закона о саами, был создан парламент саами. Были проведены выборы, и в 1989 году орган начал свою работу. По словам одного из норвежских законодателей, кое-кто счел такие достижения «тихой революцией». В результате этого политического шага и утверждения прав саами на самоопределение в настоящее время язык саами признан государством и преподается в школе.

Вендрю: «Мы, коренные народы, утверждаем наше неотъемлемое право на самоопределение. Мы всегда сохраняли свое право определять наши собственные формы правления, использовать наши собственные методы, позволяющие растить и воспитывать наших детей, иметь наше собственное культурное своеобразие без какого-либо вмешательства… Мы продолжаем отстаивать наши права как народа, несмотря на столетия лишений, ассимиляции и геноцида». Хартия Земли коренных народов (1992 год)

Вендрю: Во многих районах мира коренные народы продолжают вести непримиримую борьбу за обладание земельными ресурсами и отстаивать свои культурные права. «Новый мир» и заморские территории были открыты и завоеваны правительствами стран-колонизаторов в период колониальных войн и захватов. Их население покорялось с помощью оружия или колониальной политики, имевшей своей целью постепенную ассимиляцию местного населения. Встречи с поселенцами из других районов зачастую имели для туземного населения тяжкие последствия, поскольку их земли и природные богатства присваивались пришельцами. Сегодня для коренных народов по-прежнему актуальными остаются проблемы, в основе которых лежат права на владение землей и вопросы землепользования. Во имя прогрессивного развития горнодобывающая и строительные отрасли, а также индустрия туризма нередко пренебрегали правами местных общин коренного населения. Вот лишь некоторые из многочисленных примеров:: * Бесконтрольная заготовка твердых пород древесины в тропических лесах Амазонки * Нефтеразведка в Эквадоре * Строительство объектов гидроэнергетической инфраструктуры в Индии * Военные полигоны и базы в Соединенных Штатах * Создание национальных парков в южной части Африки, что препятствует землепользованию местного населения Все эти примеры национального или корпоративного землепользования наносят местным общинам коренного населения невосполнимый урон. Право на знания Если «система знаний коренных народов» дороже золота, то каких изменений предстоит ожидать в отношении к коренным народам? Как фармацевтические компании планирует «собрать урожай» с нивы знаний коренных народов? Получат ли коренные народы вознаграждение или компенсацию за желание поделиться своими знаниями? Эти вопросы приобретают все большую актуальность по мере того, как правительства и частные предприниматели все глубже проникают в исторические и заповедные места и территории коренных народов. Сегодня коренные народы ведут борьбу за права интеллектуальной собственности, которые помогут исключить возможность эксплуатации их знаний и опыта в будущем. Знакомство с источниками и видами деятельности позволит вам вникнуть в суть этой проблемы. Для изучения и распространения знаний коренных народов и практикуемых ими методов познания некоторые народности разрабатывают альтернативные учебные программы и создают целые школы. Как в колониальное, так и в настоящее время программа школьного обучения детей коренных народов часто не включала обучение их родному языку и культуре. Вместо помощи в воспитании и подготовке детей программы обучения без учета элементов коренного языка и культуры основывались на политике ассимиляции. Поэтому, чтобы повернуть вспять этот разрушительный процесс и поддержать систему передачи знаний коренных народов молодежи, специалисты в области образования работают над созданием альтернативных школ. В этом разделе вы найдете дополнительную информацию, касающуюся системы образования народности маори. Язык под угрозой исчезновения Осуществление образовательных программ на родном языке началось в Новой Зеландии среди маори в 70-е годы прошлого века. Десять лет спустя, маорийские преподаватели стали проявлять беспокойство по поводу того, что, если не будут предприняты меры на национальном уровне, язык их народа может исчезнуть. В этой связи в 1981 году правительственный Департамент по делам маори разработал программу «Коанга рео». Эта уникальная программа предусматривает комплексный подход к образованию маорийских детей. Разработанная и осуществляемая под руководством маорийских преподавателей программа превратилась в движение за самоопределение маори. Семьи и общины поощряются к участию в образовательном процессе, поскольку в основе подхода, предусмотренного программой, лежат язык, ценности и культура. Программа направлена на расширение возможностей, содействие комплексному развитию, укрепление общины и семьи, а также создание здоровых отношений в интересах всех маорийских детей. Слова надежды Маорийские преподаватели также стремятся воспитывать чувство гордости за свою культуру и принадлежности к ней у коренной молодежи, которая, возможно, страдает от дискриминации или предрассудков. Хотя, согласно статистике, для маорийской молодежи по-прежнему характерен чрезмерно высокий уровень нищеты, неграмотности, самоубийств, преступности и заболеваемости, маорийские преподаватели возлагают огромные надежды на альтернативные образовательные модели. В частности, они надеются, что их ученики «заявят о своей исконной самобытности, сосредоточатся на присущем им, как коренным жителям, уникальном понимании мира и будут жить с чувством гордости за свой народ». Более того, образование, ориентированное на коренное население, должно помочь молодежи «уверенно обсуждать проблему существования границ между родным миром и окружающим их миром и делать выбор в пользу сохранения идентичности и культурной самобытности». Для достижения этих целей и содействия достижению общего благополучия маорийской молодежи программа «Коанга рео» предусматривает развитие физического, интеллектуального, духовного и эмоционального потенциала учеников. В настоящий момент порядка 700 центров предлагают образование с полным погружением в язык и культуру маори, и их число увеличивается. Как и земля, знания — это ресурс, который коренные народы всегда ценили, но который не всегда принадлежал им. Однако вопрос собственности весьма важен, поскольку международные корпорации притязают на исконные земли коренных народов. То же самое происходит и со знаниями. Коренные народы начинают заявлять о своих правах на интеллектуальную собственность, чтобы защитить свои знания от кражи. Вчера и сегодня Музыка, танцы, ритуальные церемонии, изустное творчество и предметы искусства — вот истинное богатство мировой культуры коренных народов. Выражение веры и передача смысла через движение, звуки и символы — так искусство многих коренных народов связывает настоящее с прошлым и с будущим. Наглядным примером может служить следующее стихотворение поэта-аборигена из Австралии: Мне грезится Молва гласит, что мы пришли сюда 40 000 лет назад, но я думаю — много раньше. Мы были здесь испокон веков. Мы прямые потомки созидательного творчества наших пращуров. Мы хранители земли в ее первозданном виде. Наша культура — прямое отражение порожденных жизнью образов. Наши созидательные пращуры — силы и явления, сотворившие мир. Наш прекрасный мир был создан только благодаря силе, мудрости и помыслам наших пращуров. Центр искусства и культуры аборигенов в Элис-Спрингз, Австралия Мысли, духовность, жизнь и культура объедены воедино. Произведения искусства и образцы материальной культуры коренных народов мира отличаются таким же богатством вкуса и широтой охвата, как создавшие их люди. Мы ценим и отмечаем как достижения древних культур индейцев майя и коренных жителей Америки, аборигенов и других групп коренных народов мира, так и такие традиционные и современные формы искусства, как музыку, танцы, поэзию, изобразительное искусство, керамические изделия и ритуальные маски. информация сайта http://www.un.org/russian/cyberschoolbus/indigenous/advocate_project.shtml

Вендрю: советую почитать. на данном сайте есть много информации о коренных народах!!! есть полезные ссылки!!! ОСОБЕННО СОВЕТУЮ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМ ВЛАСТИ ОЗНАКОМИТЬСЯ С ДАННЫМ РАЗДЕЛОМ!!!!

Ирина: Молодец!!! Главное познавательно!!!

ВВС: Вуэнтря, янечаянно под именем Ирина выскочила! Обязательно использую для ликбеза на семинаре 1-2.10 в Мурманске!"!!! СПАСИБО!!!

Valentina: Правозащитники коренных народов РФ пошли на международный демарш в целях защиты сородичей Алексей Болин Вернулись на родину участники третьей сессии Экспертного механизма ООН по правам коренных народов. От Красноярского края в его работе приняли участие Елена Нечушкина – руководитель информационно-правового центра коренных малочисленных народов Севера Красноярского края и Григорий Дюкарев – первый вице-президент Ассоциации коренных малочисленных народов Таймыра. По свидетельству участников, работа Экспертного механизма вызвала большой интерес в среде коренных народов всего мира. На мероприятие съехались сотни представителей коренных народов из всех уголков земного шара. Основной темой обсуждений стало право коренных народов на принятие решений. Это ключевое право, без которого невозможно построить партнерские отношения между государством и коренными народами. Не секрет, что в России органы власти всех уровней, как правило, игнорируют данное право коренных народов. Но есть и исключения. О них говорил Г.Дюкарев в своем докладе на заседании Экспертного механизма и на встрече со специальным докладчиком ООН по ситуации в области прав человека и основным свободам коренных народов профессором Джеймсом Анайей. По его словам, после прошлогодней сентябрьской встречи в Красноярске с г-ном Дж.Анайей, произошли позитивные перемены в Красноярском крае по тем проблемам, которые обсуждались. Речь шла о том, что муниципальные власти Таймыра способствуют созданию «карманных» общественных организаций коренных народов, как раз для того, чтобы заручиться свободным, предварительным, осознанным согласием коренных малочисленных народов Таймыра от приближенных к властям организаций. Также на той встрече обсуждался вопрос отсутствия внятной и четкой политики у властей Красноярского края в отношении коренных малочисленных народов Севера, проживающих на его территории. Еще один больной вопрос - строительство Эвенкийской ГЭС. По всей видимости, власти Красноярского края прислушались к проблемам коренных народов, высказанных на встрече, и предприняли ряд действенных мер по их решению. В декабре 2009 года глава Таймыра публично заявил, что признает единственной организацией, уполномоченной представлять интересы коренных народов Таймыра, Ассоциацию коренных малочисленных народов Таймыра, имеющую двадцатилетний опыт работы. В апреле 2010 года краевые парламентарии подвергли резкой критике проект строительства Эвенкийской ГЭС, что стало основанием для принятия руководством компании РУСГИДРО решения об отказе строительства ГЭС в ближайшей перспективе. И, наконец, в начале июля 2010 года правительство Красноярского края приняло Концепцию устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера Красноярского края. Таким образом, все три вопроса, которые обсуждались на сентябрьской встрече Дж.Анайи с членами Общественной палаты коренных малочисленных народов Севера Красноярского края, были решены региональными органами власти. Однако, как подчеркнул Г.Дюкарев, практику консультирования с представительным органом коренных народов, каким является ОП КМНС, необходимо усилить. Подобное сотрудничество будет на пользу, как региональным властям, так и коренным народам. По его словам, сегодня основной головной болью коренных народов является стремительная утрата рыбопромысловых и охотничьих угодий. Родовые земли выставляются на конкурсы и аукционы, которые коренные народы не в состоянии выиграть по разным причинам. Эта тема отдельно обсуждалась на встрече со спецдокладчиком ООН Дж.Анайей, который согласился встретиться с частью российской делегации коренных народов. Достаточно смелым было выступление Е.Нечушкиной, которая заявила, что России необходимо определиться в своем отношении к Декларации ООН о правах коренных народов. Этот прогрессивный документ одобрили ряд стран, но, к сожалению, позиция РФ, воздержавшейся при голосовании за этот документ, наводит на двусмысленности и создает имидж государства не поддерживающего международные документы, призванные укреплять систему прав человека и прав коренных народов в частности. О необходимости признания Декларации ООН о правах коренных народов, говорил в своем выступлении и Родион Суляндзига. Правительства и парламенты таких государств как Австралия, Новая Зеландия, Канада, США выступили со словами признания этого важного для всего коренного сообщества документа. Хочется надеяться, что участие представителей коренных народов РФ на мероприятиях такого уровня будет способствовать укреплению прав коренных народов, и, как следствие, улучшению жизни российских аборигенов. Алексей Болин - специально для Инфоцентра FINUGOR.RU http://finugor.ru/ru/node/14169

ВВС: Эксперт: Создание Саамского парламента продиктовано политическими интересами, а уже потом - необходимостью сохранения культуры В декабре 2010 года в Мурманской области был образован Саамский парламент. Новый представительный орган призван защищать интересы около 2 тысяч жителей Кольского полуострова. О то насколько необходим парламент малочисленному народу и о возможных последствиях его создания корреспондент ИА REGNUM побеседовал с профессором Поморского государственного университета, директора Института управления и регионологии Юрием Лукиным. ИА REGNUM: Юрий Федорович, зачем, на Ваш взгляд, создан Саамский парламент? Понятно, что создание любого парламента является не вопросом культурного самоопределения. Создаётся ведь не культурно-национальная автономия, не землячество, диаспора или новая самоуправляемая община саамского народа. Создание парламента - это чистейшей воды политика, и в первую очередь политическая акция, отношения по поводу власти, а потом уже сохранение языка, культуры, экологии. В Арктике к этому ещё добавляется запах нефти и газа, влияние Штокмановского проекта на этнополитическую ситуацию. За созданием парламента может последовать требование предоставить долю ресурсов, бюджета и так далее. ИА REGNUM: Насколько обоснованы опасения тех, кто видит в создании таких структур угрозу раскола единого народа? Давайте смоделируем подобную ситуацию и её возможные последствия в глобальном масштабе. Современный этнокультурный ландшафт глобального социума включает 10 000 культур и 6 900 языков, которые образуют тысячи традиционных систем знаний. Теперь выскажем гипотезу, что все существующие этносы, носители своих культур и языков, создают парламенты, сформированные исключительно по этническому признаку. В мире появляются тысячи парламентов, как инструментов политической власти каждого этноса, большого и маленького. Саамский парламент России объединяется с саамскими парламентами Норвегии, Швеции, Финляндии в Нордическую федерацию саамского народа и требует себе затем представительства в Совете Европы, в ООН. Сейчас в мире насчитывается 250 стран и территорий, в том числе 192 государства-членов ООН. А будет триста, пятьсот, тысяча... государств, образованных по этническому признаку. Процесс пошёл, - как говорил первый президент канувшего в лету СССР. Детали политического самоопределения этносов в Европе уже отработаны на примере Косово. Кто следующий? Саамы? Баски? Курды? А может русские? Вслед за саамами потянутся поморы. Губернатор Архангельской области в своем Послании областному Собранию 21.12.2010 объявил 2011 год годом Поморской культуры.14 января состоялось заседание оргкомитета, на котором обсуждались около 40 социально-экономических, культурных мероприятий. В рамках года Поморской культуры будут проводиться многочисленные мероприятия по развитию культурного и исторического наследия, по поддержке людей, ведущих традиционные промыслы на побережье Белого моря, популяризации поморской культуры за пределами нашего региона. Замечательно! И против этого наверно никто не будет возражать. Однако почему-то стыдливо ни в одном из этих мероприятий вы не встретите даже упоминания о русской культуре, о русских поморах? Я за русских поморов, за российское Поморье, за культуру русских поморов! Но я не понимаю, почему бездумно к месту и не к месту надо всё время употреблять концепт "поморы" без прилагательного "русские"? Говорить "Поморская культура", а не "культура русских поморов"? Зачем отождествлять всю Архангельскую область с интернациональным понятием "Поморье", а не с "Русским Севером", например? Это ведь не такие уж безобидные вещи, как может показаться на первый взгляд. Зачем нам то ещё самим в нашей стране раскалывать единый русский народ? У нас что не осталось больше никаких других проблем или хотели как лучше? Не исключено, что вслед за саамами о своём желании создать Ненецкий парламент по модели саамского заявят ненцы, проживающие в Ненецком и Ямало-Ненецком автономных округах, а также в Таймырском муниципальном районе Красноярского края. Грешен, я когда-то и сам изучал такую возможность. Сегодня я предлагаю на первое место поставить не политику, а культуру. Представим, что в России создаётся 142, а то и все 182 парламента. И всё прощай наша Russia! Девяностые годы со знаменитым ельцинским призывом к регионам: "Берите суверенитета столько, сколько можете проглотить", - покажется всем нам детским лепетом, забавной фразой. ИА REGNUM: Как Вы относитесь к тому, что правами саамов на доступ к незагрязненным ресурсам Арктики обеспокоились в Европарламенте? Таит ли это в себе угрозу для России? Вообще, это как-то отразится на внутриполитических решениях России относительно прав малочисленных народов? Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) представляет собою фактически европейский клуб представителей парламентских структур 47 демократических государств нашего континента, входящих в Совет Европы. Это типичная международная площадка для разговора, дискуссий, обмена мнениями по проблемам современного общества и различным аспектам международной политики. По большому счету это обычные январские "посиделки" 318 членов Ассамблеи и их заместителей в Страсбурге. Члены Ассамблеи от Российской Федерации конечно же имеют возможность довести решения ПАСЕ до сведения российского правительства. Окажет ли это влияние на наше правительство? Отвечая дипломатически, можно сказать, что да. Разве кто-то в России из состава правительства или Совета Федерации, Государственной Думы ФС, находясь в здравом уме, будет возражать против укрепления культурных и лингвистических прав российских саамов, проживающих на Кольском Севере России? Однако думаю, что на российскую власть и социум гораздо большее влияние оказал декабрьский "бунт" на Манежной площади у стен Кремля. Угрозы в поднятии таких тем для нас нет. Угроза, скорее, таится в нас самих. В нашей аполитичности и социальной пассивности. В сложившейся напряженности в межнациональных отношениях между народами России на бытовом и культурном уровне. Извне только подливают масла в огонь. А тушить разгорающийся не первый год пожар придётся нам самим. ИА REGNUM: Какие проблемы коренных народов Вы выделяете в первую очередь? В государственном управлении Арктической зоной и Севером России сегодня соединяются функционально очень разные этнокультурные процессы, требующие обоснованных системных решений по проблемам: во-первых - сохранения культуры, языка, знаний и ценностей, эффективной позитивной адаптации коренных малочисленных народов к реалиям современной жизни в условиях глобализации с учетом международного опыта; во-вторых - обеспечения равных прав, устойчивого развития для всего коренного постоянного населения Арктики и Севера России, включая старожильческое русское население, русских поморов, саамов, ненцев, коми, якутов и других народов Севера. Что касается статуса коренного народа, то в этом необходимо очень внимательно разобраться. Если речь идёт только о льготах и привилегиях для малочисленных народов Севера, связанных с рыбными квотами, охотой, рыбной ловлей, владением землёй и морскими угодьями, то почему бы не распространить эти правила для всего коренного населения, веками проживающего на севере, в том и числе русских, коми, якутов, ненцев, саамов и др. Статус коренного народа в этом случае может быть применён ко всему старожильческому населению, веками проживающему на Севере России, исключая пришлое население в первом поколении, мигрантов, вахтовиков. Русские сегодня являются фактически и коренным народом Севера и основной титульной нацией в России. Предлагаемый порядок равных прав для всех этносов без всяких исключений в разы бы уменьшил бюрократические ограничения со стороны государственной машины для населения северных территорий страны и резко сократил бы возможности для коррупции при проведении конкурсов по выделению всяких квот и выдаче разных разрешений. Плюс ещё экономия расходов и возможность изменения функций управления, его переориентация на контроль соблюдения прав Nord men - северного человека без акцента на его этническое происхождение, национальность. При таком подходе отнюдь не умаляется роль коренных малочисленных народов Севера, а многократно возрастают их возможности в реализации установленных законом прав. Я за равенство прав всех без исключения народов на территории России - больших и малых, за демократическую диктатуру закона. Подробности: http://www.regnum.ru/news/1367453.html#ixzz1BzIsTf91 Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА REGNUM

Вендрю: «Мы, коренные народы, утверждаем наше неотъемлемое право на самоопределение. Мы всегда сохраняли свое право определять наши собственные формы правления, использовать наши собственные методы, позволяющие растить и воспитывать наших детей, иметь наше собственное культурное своеобразие без какого-либо вмешательства… Мы продолжаем отстаивать наши права как народа, несмотря на столетия лишений, ассимиляции и геноцида». Хартия Земли коренных народов (1992 год)

Вендрю: ИА REGNUM: Как Вы относитесь к тому, что правами саамов на доступ к незагрязненным ресурсам Арктики обеспокоились в Европарламенте? Таит ли это в себе угрозу для России? Вообще, это как-то отразится на внутриполитических решениях России относительно прав малочисленных народов? Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) представляет собою фактически европейский клуб представителей парламентских структур 47 демократических государств нашего континента, входящих в Совет Европы. Это типичная международная площадка для разговора, дискуссий, обмена мнениями по проблемам современного общества и различным аспектам международной политики. По большому счету это обычные январские "посиделки" 318 членов Ассамблеи и их заместителей в Страсбурге. Как Юрий Лукин назовет ООН? Тоже "посиделками"?

ВВС: «Эксперт: Создание Саамского парламента продиктовано политическими интересами, а уже потом - необходимостью сохранения культуры» Совершенно непонятно, почему образованный человек , профессор Поморского государственного университета, директор Института управления и регионологии, ведет разговор не лучшим методом - довести обсуждаемую тему до абсурда, а потом этот абсурд критиковать. Что дает ему основание высказывать "гипотезу, что все существующие этносы, носители своих культур и языков, создают парламенты, сформированные исключительно по этническому признаку. В мире появляются тысячи парламентов, как инструментов политической власти каждого этноса". Гипотеза, по крайней мере, не имеет отношения к реальности, что доказывает более чем двадцатилетняя, история Парламента саами в странах Скандинавии (первый Норвежский парламент саами был создан в Карасьоке в 1988 г. ). Конвенция скандинавских саами была вручена министрам скандинавских стран в 2005 г. Раздел предложенной Конвенции о правах на землю и ресурсы саами преимущественно составлен из соответствующих статей Конвенции ILO №169 (Åhrén, 2007 г.). В разделе говорится, что саами: • настолько имеют право индивидуального или коллективного владения на земельные и водные территории, которыми они традиционно пользовались, насколько права владения согласуются с международным правом • имеют право непрерывно использовать до той же степени, до которой они это традиционно делали, земельные и водные территории, которые они сегодня делят с населением не саами. Оценка традиционного использования территории саами учитывает то, что обычно жизнедеятельность народа саами не оставляет устойчивых следов в окружающей среды Следует уважать и при необходимости консультироваться с поселениями саами, оленеводческими кооперативами и другими местными представителями саами. Перед извлечением природных ресурсов на территориях саами должны проводиться переговоры с теми саами, на которых эта добыча воздействует (Åhrén, 2007), отмечается в Конвенции. Даже этот раздел Конвенции скандинавских саами о земле не содержит ничего, способного перекроить мир, как нас пытается уверить профессор Ю. Лукин. Второй вопрос о поморах, также вызывает недоумение. Требовать от поморов, чтобы они называли себя "русскими" поморами, противоречит международному праву на самоопределение этнической принадлежности, содержащемуся и в нашей Конституции. В реальности поморы определяют себя по месту проживания: архангельские, канинские, большеземельские. И в большинстве своем являются смешанными по крови потомками русских первопоселенцев на Севере и местных коренных народов, саами, коми, ненцев... Поморы европейской части России, также как и многочисленные группы русских старожилов ее азиатской части, осваивали Север для России, и для того, чтобы выжить усваивали модели жизнеобеспечения местного коренного населения, вступали с представительницами этого населения в браки. Так как, как только героический период "освоения" и "присоединения" заканчивался, они переставали быть интересны государству и переходили на самообеспечение и самовыживание. Так что оставим поморам право на самоопределение своей национальной принадлежности. И не нужно пугать общество умозрительными геополитическими конструкциями и вымышленными картинками. Ольга Мурашко директор ИЦ АКМНСС и ДВ

Майкл: Прочитал очень внимательно все в данной теме. И пришел к мнению: Некоторые профессора пытаются построить себе карьеру на национальных вопросах. И тем самым просто накаляют обстановку в этой непростой сфере. Есть международные акты, нормы и правила которым должны следовать организации государства и общности. Вижу, что коренные народы следуют этим правилам, а некоторые псевдоэксперты даже не ознакомились с ними. Саами являются примером для всего мира в национальном вопросе. Делают это очень аккуратно и грамотно. И право на самоопределение - неотъемлемое право каждого народа. Спасибо им за такой пример.

Ватонена: В очередной раз чиновник (правда уже от науки) не доверяет российским гражданам право на политику. По его мнению народ должен только петь и плясать. А мы первыми показали, что машина власти не справляется с нею и обязана отдать ее в руки народа. Поэтому нами избран Саамский Парламент.

Светлана: Помните в КВН было : "Страна - дай порулить!" Только юмором и хочется ответить чиновнику, если бы не было так грустно. В Конституции четко говорится, что чиновник для людей, а не наоборот, но они забыли про это. Предлагаю заново почитать Конституцию и говорить с чиновниками с позиции Конституции!

Вендрю: И Президент в недавнем выступлении напомнил им об этом!!!

Вендрю: На сайте Постоянного Форума ООН по вопросам коренных народов http://social.un.org/index/IndigenousPeoples.aspx опубликован Доклад о работе одиннадцатой сессии (7-18 мая 2012 года)

Вендрю: http://www.pic.udhr1948.org/statya-8 Всеобщая декларация прав человека Принята и провозглашена резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи от 10 декабря 1948 года. В картинках.

Вендрю: ПФ ООН: дискуссия, посвященная Всемирной конференции по коренным народам-2014 Сегодня, 28 мая, продолжилась вторая неделя работы 12-й сессии Постоянного форума ООН по вопросам коренных народов. Первая половина дня повестки была посвящена дискуссии по подготовке к Всемирной конференции по коренным народам. Участники форума обсудили мероприятия, которые уже проводятся в 7 регионах по подготовке к Всемирной конференции. Проведение подобных заседаний на региональном уровне имеет большое значение, поскольку важно обеспечить участие коренных народов на всех этапах подготовки к Всемирной конференции по коренным народам и непосредственно в ее проведении в сентябре 2014 года в Нью-Йорке. Цель планируемой Всемирной конференции – поделиться перспективами и передовым опытом по реализации прав коренных народов, в том числе для достижения целей Декларации Организации Объединенных Наций о правах коренных народов. От коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации с заявлением выступила Ирина Курилова. Заявление кокуса коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России Ирина Курилова 28 мая 2013, Нью Йорк Сессия Постоянного Форума Повестка дня: Всемирная конференция по коренным народам 2014 Уважаемый председатель, Уважаемые участники Постоянного Форума, Российская делегация коренных народов впервые выступает на этой сессии, поэтому позвольте поздравить Вас с избранием на пост Председателя и заверить в нашем сотрудничестве. Коренные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации провели региональную подготовительную встречу в городе Салехарде 27 марта 2013 и выработали Салехардскую Декларацию в отношении Всемирной конференции 2014 года. Позвольте мне поделиться основными и приоритетными направлениями и рекомендациями. Мы всецело поддерживаем решение и резолюцию Генеральной Ассамблеи ООН A/66/296 от 17 сентября 2012 о проведении Пленарного заседания на высшем уровне Генеральной Ассамблеи - Всемирной конференции по коренным народам 2014г., с целью обмена мнениями и лучшими практиками реализации прав коренных народов за Второе десятилетие и Декларации Организации Объединенных Наций по правам коренных народов Мы хотим подчеркнуть, что права, признанные в Декларации Организации Объединенных Наций по правам коренных народов, представляют собой минимальные стандарты для обеспечения развития, уважения и благополучия коренных народов мира; Мы особо подчеркиваем, что сегодня циркумполярный регион в целом и российский Север, Сибирь и Дальний Восток в частности – территория перемен. Политических, экономических, стратегических, климатических, инновационных. Признавая особую роль открывающихся экономических перспектив и доступа к природным ресурсам и биологическим богатствам необходим особый режим управления данной территории, признающий приоритетное право коренных народов на традиционное природопользование, сохранении идентичности и образа жизни. Арктика, которая по оценкам является «ресурсной базой планеты 21 века», остается территорией девственной природы и живым домом для коренных народов. Тем не менее, мы отмечаем серьезную возрастающую нагрузку на наши традиционные территории (оленьи пастбища, охотничьи и рыболовные участки, священные места), в результате масштабной промышленной экспансии компаний, что приводит к деградации огромных территорий и ухудшению экологической ситуации со всеми вытекающими социальными и культурными последствиями для коренных народов. Энергетическая безопасность только тогда имеет силу, если она подкреплена безопасностью экологической и совершенной системой управления. Сегодня крайне необходимо создание полноценной системы регулирования экономической деятельности во всей Арктике, а также о необходимости создания стратегии, обеспечивающей сохранение и развитие традиционной культуры в условиях климатических изменений и промышленного роста. Коренные народы должны стать неотъемлемой частью создания такой стратегии: от исследования до реализации, субъектом принятия всех решений. Мы призываем государства при осуществлении проектов разработки месторождений на суше и в шельфах морей Евразии руководствоваться Руководящими принципами Организации Объединенных Наций по вопросам бизнеса и правам человека, на основе свободного предварительного и информированного согласия коренных народов; Мы требуем соблюдение государствами правозащитных обязательств по отношению к коренным народам, и вообще по отношению к правам человека, в рамках любых инвестиционных соглашений по Арктическому и Дальневосточному шельфу; Мы рекомендуем государствам в консультации и сотрудничестве с коренными народами, в срочном порядке провести всесторонний обзор существующего национального законодательства, включая положения конституций, чтобы гарантировать их полную совместимость с существующими международными стандартами прав коренных народов; Рассматривать опровержение или игнорирование права коренных народов на самоопределение и права на территории, земли и ресурсы как фундаментальное нарушение коллективных прав человека; Мы призываем государства, не утвердивших Декларацию Организации Объединенных Наций по правам коренных народов присоединиться к странам, подтвердившим и взявшим на себя обязательство следовать принципам и правам Декларации; И в заключении, уважаемый Председатель Мы с нетерпением ожидаем встречи коренных народов мира в Алте в июне 2013 года, чтобы коллективно выработать итоговый документ в виде Декларации Алты и отразить наши коллективные требования, видение и рекомендации для Объединенных Наций, которые лягут в основу резолюции Всемирной конференции 2014 года. Мы призываем все государства проявить партнерство и сотрудничество, историческую справедливость и политическое мужество. Спасибо за внимание. © batanifund.org.

Вендрю: Комитет ООН по ликвидации расовой дискриминации рассмотрел двадцатый−двадцать второй периодические доклад Российской Федерации (CERD/C/RUS/20-22). Комитет принял заключительные замечания, где в том числе, есть замечания по вопросам коренных малочисленных народов. Предлагаем выдержки из доклада Комитета по ликвидации расовой дискриминации по теме коренных народов: «Права коренных народов 20. Хотя Комитет приветствует принятие в 2009 году документа "Концепция устойчивого развития коренных малочисленных народов", в котором определена федеральная политика на 2009−2025 годы, тем не менее он по-прежнему обеспокоен тем, что: a) намеченные в этой концепции цели все еще реализуются медленно и что недавние изменения, внесенные в федеральные законы, регулирующие пользование земельными, лесными и водными ресурсами, такие как отмена пункта 2 статьи 39 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", пересмотр статьи 48 Закона "О животном мире" и внесение поправок в Земельный кодекс и Лесной кодекс, по имеющейся информации, ограничили права коренных народов на преимущественный, свободный и льготный доступ к земельным ресурсам, ресурсам живой природы и другим природным ресурсам из-за выдачи лицензий на пользование такими ресурсами частным компаниям; b) с момента принятия в 2001 году Федерального закона "О территориях традиционного природопользования (ТТП) коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации", который предусматривает возможность образования охраняемых территорий федерального значения для обеспечения коренным народам свободного доступа к земельным ресурсам, к настоящему времени не было образовано ни одной такой территории; c) проект новой редакции федерального закона о ТТП, о котором говорится в докладе государства-участника (CERD/C/RUS/20-22, пункт 277), может ослабить статус охраняемых территорий, поскольку, согласно сообщениям, этот проект больше не содержит упоминаний об исключительном праве коренных народов безвозмездно использовать эти территории, и, следовательно, он позволит третьим сторонам, включая добывающие предприятия, экспроприировать и использовать эти территории; d) обязанность консультироваться с коренными народами через их свободно избранные представительные органы перед заключением любого соглашения об использовании их территорий в промышленных целях в соответствии с Законом 1999 года о территориях в разных регионах выполняется в разной степени и часто игнорируется; e) несмотря на информацию о том, что Министерство регионального развития утвердило методику исчисления размера убытков, причиненных частными компаниями в местах традиционного проживания коренных народов, выплата компенсации производится на добровольной основе (CERD/C/RUS/20-22, пункт 286) и объединения коренных народов редко получают компенсацию за уничтожение их мест проживания и ресурсов частными компаниями, включая "Норильский никель", являющийся одним из крупнейших промышленных конгломератов в государстве-участнике; f) согласно сообщениям, объединениям коренных народов затруднен доступ к экономической деятельности, выходящей за пределы их "традиционной деятельности"; g) коренные народы по-прежнему недопредставлены в Государственной Думе и других государственных органах на федеральном и региональном уровнях (статьи 2 и 5). Комитет рекомендует государству-участнику: a) включить в свой следующий периодический доклад конкретную информацию о достигнутых результатах и последствиях осуществления концепции устойчивого развития коренных народов 2009 года в соответствии с предыдущей просьбой Комитета (CERD/C/RUS/CO/19, пункт 15); b) обеспечить, чтобы любые изменения законодательства расширяли, а не ограничивали права коренных народов в соответствии с положениями Декларации Организации Объединенных Наций о правах коренных народов; c) принять все необходимые меры для утверждения и образования территорий традиционного природопользования в целях обеспечения охраны таких территорий от деятельности третьих сторон; d) обеспечить практическое проведение эффективных и предметных консультаций с объединениями коренных народов через их свободно выбранные представительные органы по любым решениям, которые могут их затронуть, а также предоставление надлежащей компенсации общинам, которые пострадали от деятельности частных компаний, в соответствии с общей рекомендацией ХХIII (1997 год) Комитета о правах коренных народов; e) обеспечить надлежащее представительство коренных народов на всех уровнях правительства и управления в соответствии с предыдущей рекомендацией Комитета (CERD/C/RUS/CO/19, пункт 20); f) выполнить другие рекомендации, вынесенные Специальным докладчиком по вопросу о положении в области прав человека и основных свобод коренных народов по итогам его поездки в Российскую Федерацию в октябре 2009 года (A/HRC/15/37/Add.5)». Полный текст доклада Комитета смотрите здесь: http://www2.ohchr.org/english/bodies/cerd/cerds82.htm

Вендрю: Кто такие "коренные народы"? http://www.csipn.ru/information/320-kto-takie-korennye-narody Понятия Народ (People), Коренные народы (Indigenous peoples), Народы Севера Народ (People) Народ (People) Не существует общепринятого определения понятия "народ". Под "народом" понимается сообщество с единой историей, языком, одинаковыми культурными характеристиками, члены которого разделяют идею, что они связаны друг с другом и что они отличаются от других групп своим своеобразием. Современное международное право целенаправленно утверждает, что право на самоопределение принадлежит народам, а не нациям, государствам или меньшинствам. Полное совпадение народа, нации и доминирующей группы населения редко встречается в большинстве стран, и любая попытка приблизиться к этому влечет за собой риск массовых нарушения прав человека и меньшинств. Коренные народы (Indigenous peoples) Коренные народы могут быть идентифицированы в определенных географических районах при наличии следующих характеристик в различной степени: Тесная связь с территорией проживания их предков и природными ресурсами в этих районах; Самоидентификация и идентификация другими как членов определенной культурной группы; Родной язык, часто отличающийся от государственного; Наличие традиционных социальных и политических институтов; Ориентация на традиционные средства к существованию. Коренные народы составляют неосновную часть общества. Как правило, они настроены на сохранение, развитие и передачу по наследству будущим поколениям земли своих предков и своего этнического своеобразия как основы продолжения существования своего народа в соответствии с своими собственными культурными традициями, социальными институтами и правовыми системами. Представитель коренного народа - это тот, кто считает себя принадлежащим к коренному народу и признается этим народом своим членом. Народы Севера Термин "народы Севера" включает несколько аспектов: этнический, географический, демографический, культурный и социальный. Это самая короткая формулировка данного понятия, которая встречается чаще всего в научно-популярной литературе. В научных публикациях и юридических документах это определение дополняется демографическим признаком "малочисленные". В законодательстве дано уточнение понятия "малочисленности" - "насчитывающие менее 50 тысяч человек". Таким образом, из круга "народов Севера" исключаются более многочисленные народы, такие как карелы, коми, якуты. В 1995 году этнографы опубликовали "Список народов Севера России", в который включили народы и этнические группы, исходя из признаков длительности их проживания на Севере и сохранения традиционных для Севера видов деятельности. Этот список, кроме коренных народов Севера, включает этнические группы населения Севера, являющиеся по происхождению локальными частями больших народов, таких как северные якуты-оленеводы, коми-оленеводы, часть карелов и русских старожилов Сибири, смешавшихся с народами Севера и в настоящее время занимающихся такими же, как и коренные малочисленные народы, видами традиционного природопользования. В 1999 г. в России был принят Федеральный закон "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации", в статье 1 этого Закона конституционной формулировке "коренные малочисленные народы" было дано следующее определение: "коренные малочисленные народы Российской Федерации (далее - малочисленные народы) - народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями". В 2000 году Правительством Российской Федерации был утвержден Единый перечень коренных малочисленных народов Российской федерации, в который, в соответствии с вышеперечисленными признаками, было включено 45 народов. Из них 40 народов (алеуты, алюторцы, вепсы, долганы, ительмены, камчадалы, кереки, кеты, коряки, кумандинцы, манси, нанайцы, нганасаны, негидальцы, ненцы, нивхи, ороки (ульта), орочи, саамы, селькупы, сойоты, тазы, теленгиты, телеуты, то-фалары, тубулары, тувинцы-тоджинцы, удэгейцы, ульчи, ханты, челканцы, чу-ванцы, чукчи, чулымцы, шорцы, эвенки, эвены, энцы, эскимосы, юкагиры) проживают на Севере или в районах с суровыми климатическими условиями, приравненных к Северу. Их объединяют формы традиционного природопользования, адаптированные к суровым условиям Севера, малая численность (17 из этих народов насчитывают менее 1500 человек), современное расселение на землях предков. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2006 г. № 536-р утвержден Перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. В Перечень включены следующие народы: алеуты, алюторцы, вепсы, долганы, ительмены, камчадалы, кереки, кеты, коряки, кумандинцы, манси, нанайцы, нганасаны, негидальцы, ненцы, нивхи, ороки /ульта/, орочи, саамы, селькупы, сойоты, тазы, теленгиты, телеуты, тофалары, тубалары, тувинцы-тоджинцы, удэгейцы, ульчи, ханты, челканцы, чуванцы, чукчи, чулымцы, шорцы, эвенки, эвены, энцы, эскимосы и юкагиры.



полная версия страницы