Форум » Кто такие саами » саами кто они? » Ответить

саами кто они?

Admin: Здесь задаем воросы, ждем ответа.

Ответов - 29, стр: 1 2 All

Эрзя: С удовольствием почитал. Спасибо.

варягЪ: спасибо Вендрю, за очень позновательный рассказ с кратким экскурсом в историю,а нельзя ли как то в продолжение остановить наше внимание на примерах речи,конкретнее,на элементарных формулах вежливости скажем Саам Киил.не к стыду будет сказано,мой дед говорил,что живое общение ни заменит ни что,и по стольку по скольку,русские так уж издревле повелось незнают языка кроме своего,не в пример именно малым народностям,которые зачастую знают из необходимости повседневной жизни не только русский но и львиную долю диалектов своего языка,так теперь то еще и поди международный для отдельных индивидуумов не составит труда.и как то обидно становится за нас русских что надо как то менять положение вещей.я знаю о чем говорю,т.к.родился в далеком и солнечном казахстане.основная масса населения азиаты,и вроде как мы должны были учить язык их страны,да на деле то они знали иказахский и татарский,и множество диалектов,и даже арабский временами,о русском умолчу т.к. они легко и свободно говорят на нем,с детства,так почему же нас не приучали с детства так как их??? потому то я и поднял эту тему,я люблю север,все что с ним связано,и мне крайне интересен язык,я хочу общаться непосредственно с языком носителем,и хочу быть ближе.только информации мало,заранее благодарю.

Вендрю: варягЪ, дед правильно твой говорил. И никак нельзя на расстоянии изучить язык, не поняв сам народ. Не пообщавшись с ним. Просто заучивание слов ничего не даст. Это во первых. Во вторых, нужна система обучения саамского языка с необходимой литературой и преподавателями. Сегодня многое делается: изучается язык, но нет системы обучения. Нет четкой государственной поддержки. Небольшой пример: общественные организации постоянно находят средства для организации курсов по изучению саамского языка. Но это же все временное. На голой инициативе был создан электронный саамско-русский словарь. И человек не нашел нигде поддержки в этой инициативе. И примеров множество, НЕТ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ!!! В третьих, в саамском языке больше букв, и на клавиатуре нельзя передать все звуки. А сам понимаешь неправильное произношение и обучение может покалечить язык. Итог: сейчас нужна программа по изучению саамского языка. С хорошей материальной базой. Есть преподаватели, есть носители, есть грамотные специалисты. Возьмите, например, методику преподавания английского языка: тут и аудиозаписи, и учебный материал, и различные методы изучения и ..... дальше объяснять не надо. Конечно мы постараемся организовать виртуальные курсы по изучению саамского языка. Аудио записи есть на сайте саами.су туда можно кстати и новые аудио уроки добавлять. Но для этого надо сохранить тот сайт.

Аранид: простите, не поняла :"они легко и свободно говорят на нем,с детства,так почему же нас не приучали с детства так как их??? " нас -это кого?, их, я так понимаю, жителей Казахстана?

Вендрю: СААМИ ...у них нет ни оборонительного оружия, ни лошадей, ни постоянного крова над головой; их пища - трава, одежда - шкуры, ложе - земля; все свои упования они возлагают на стрелы, на которые, из-за недостатка в железе, насаживают костяной наконечник. Та же охота доставляет пропитание как мужчинам, так и женщинам; ведь они повсюду сопровождают своих мужей и притязают на свою долю добычи. И у малых детей нет другого убежища от дикого зверя и непогоды, кроме кое-как сплетенного из ветвей и доставляющего им укрытие шалаша; сюда же возвращаются фенны зрелого возраста, здесь же пристанище престарелых. Но они считают это более счастливым уделом, чем изнурять себя работою в поле и трудиться над постройкой домов и неустанно думать, переходя от надежды к отчаянью, о своем и чужом имуществе; беспечные по отношению к людям, беспечные по отношению к божествам, они достигли самого трудного - не испытывать нужды даже в желаниях... Publius Cornelius Tacitus Публий Корнелий Тацит (Publius Cornelius Tacitus). «О происхождении германцев и местоположении Германии» 98 г. I в. н.э. Всё сказанное Тацитом о феннах относится к лопарям (лопь, лапландцы) - предкам современных саамов Взято с http://www.saami.su/index.php?lang=ru&page=2

ВВС: За первым последовала очередь второго, Потапа, и притом я изобразил его в двух видах. Лопари, очевидно, очень довольны, когда с них срисовывают; позируют они с удовольствием. Замечательно, что стоя вообще невысоко по своему развитию в ряду европейских племен, они имеют замечательно развитый художественный вкус и способность разбирать рисунки и чертежи. Мне приходилось нередко удивляться неумелости русского народа понять и видеть самый ясный оттушеванный рисунок. Лопари же по нескольким штрихам эскиза узнают рисунок горы и, заметив оттенки намеченных долин, логов, называют их по именам. Это вовсе не так просто и неинтересно, как кажется с первого взгляда. По-моему, это имеет глубокий смысл, важное антропологическое значение. Это указывает на известное развитие, на врожденную способность к образным представлениям, к ясному мышлению, к сопоставлению. Умение представить, вспомнить и последовательно проследить по чертежу все детали местности, Лопарь, очевидно, при этом ясно видит пред собою знакомую картину; и вот эта-то способность от линии плана и даже карты переносится к отвлеченному, умственному представлению, сохранившемуся в памяти, ясно указывает на существование у него высшего ряда способностей. И я убежден, что Лопарю легко далась бы геометрия, а за нею и механика. Я знавал университетских товарищей, которые, связно передавая описание вещи, не могли ясно представить ее сами себе в уме; описание заучивалось на память, а силы представления у них не было. И всякий, конечно, может это проверить на самом себе. Когда человек доходит до совершенно ясного понимания предмета, тогда у него возникает об этом предмете образное представление, тогда оно становится картинным. Так Тиндаль говорить, что только у того действительно развиты математические способности, кто не только понимает логическую связь формул, но и инстинктивно чувствует их, для кого одна формула, являясь в виде образного представления, воплощения математической идеи, составляет роковую необходимость при известных условиях, которые уже сами собою чувствуются. Достигнуть такого картинного представления составляет идеал понимания в каждой отрасли обширного круга наук. Сам Тиндаль, стремясь к этому идеалу, достиг совершенства. Его объяснения и описания до того образны, до такой степени осязательны, что, читая его, невольно увлекаешься и переносишься в мир картинных представлены, им вызываемых. Часть этой высшей способности находим мы у Лопарей. «Смотрите-ка, смотрите на горы! Как их позолотило! Как снег блестит!» Прямо перед нашими глазами, далеко на горизонте, рисовалась зубчатая линия вершин Хибиных гор. Они отстояли от нас на 50 верст. Воздух был так чист, что, не смотря на громадное расстояние, виднелись, темною, черною полосой обрисовывавшейся на самой воде сосновые леса, над ними скалистые горы, с резко очерченными долинами, хребтами, а на верху и по склонам блестел на солнце розоватый снег. «Там снегу еще вдоволь. Ведь в мае месяце на всем озере Имандре лед стоит; в половине июня начинает сходить, тогда воды-то много! Вот за две недели еще лед был, а сегодня, ведь, 15-е июля. Ну, а теперь с каждым днем все меньше, да меньше». Поэтому-то июнь и июль месяцы тут самые богатые водой. Снега тают очень быстро, потому что на горах днем бывает 22-23° Цельсия; камни сильно накаляются; зной сообщается застоявшемуся воздуху в лощинах, где преимущественно залегает снег. Шумно бегут ручьи, набухают торфяники на крутых склонах гор. Потом разрываются и целые потоки грязной, мутной или ржавой воды, несутся по ложбинам, оттуда в реки и озера, и попадают в Имандру, из которой бешеная Нива в 3-4 часа доставить их в Белое море. http://www.kolamap.ru/library/1884_kudryavcev.htm Очень интересный материал! Все природой заложено, только почему же не понимают нас чиновники, что видим немного дальше и больше! И с нами надо обязательно советоваться! Вреда себе я думаю никто не желает!))) УСЛЫШЬТЕ НАС!!!

ВВС: Люди медного царства проникали на Русскую равнину двумя потоками. Загадочные саамы, которых многие привычно считают выходцами из Сибири, на самом деле – пришельцы из Европы. Более десяти тысячелетий назад их предки на скромных лодочках-ледянках, несомых водами атлантического течения, проникли к побережьям Скандинавии и Кольского полуострова, откуда затем совершали плавания к арктическим островам, до Новой Земли и Шпицбергена (поморского Груманта), выложили на безлюдных берегах каменные «вавилоны» – лабиринты. Спустя тысячи лет их путями двинулись русские поморы. О европейских корнях саамов говорит их язык (процентов 20 саамских слов не находят аналогов в «родственных» финских наречиях, причем речь идет о ключевой лексике – «камень», «вода», «снег» и т.д.). Зато отдаленные отголоски саамского лингвисты услышали… в языке басков. А генетики обнаружили дальнее родство первопоселенцев Арктики… опять же с басками и даже североафриканскими берберами! Пусть не смущают вас антропологические различия этих народов – их физиогномические черты, скорее всего – результат многотысячелетнего приспособления к суровым условиям Арктики, да и угро-самодийское влияние весьма сказалось в последующие эпохи. Русский помор, разливающий из медной братыни моховое пиво (наш аналог «верескового меда») – преемник медного царства на русской земле. Пришельцы из-за моря растворились без следа среди восточноевропейских народов, оставшись в ненецких легендах о «сихиртя» – эльфах и сидах Заполярья, да в топонимических реликтах. И лишь на Кольском полуострове наследники по прямой древних странников Гольфстрима все так же пасут своих олешков и ловят красную рыбу. И хранят предания о человеке-олене Мяндаше, так напоминающем кельтиберского «рогатого бога» и о волшебном мире, вход в который может находиться под ближайшим холмом – как и дверь в страну эльфов. А шелест вереска и карликовых берез нашептывает слова древнего языка. Взято здесь: http://www.gumilev-center.ru/?p=6766

stary: Созвездия саами, вероятно, очень старые, однако в письменной форме информация о них появилась только в 19 веке и неясно, насколько полны эти записи. Все созвездия и звёзды, включенные звесь, связаны с главенствующим созвездием — Sarva (Лось). Sarva — это саамское название лося, также встречается название Sarvvis — бычий лось. Происхождение этого созвездия, вероятнее всего восходит к культуре древних охотников, до того, как северных оленей одомашнили. Созвездие Sarva состоит из современных созвездий Кассиопеи, Персея и части Возничего. Созведия и звёзды, окружающие Sarva представляют охотников на лося. Favdna (встречается также как Favtna) — это звезда Арктур и представляет собою охотника, нацелившегося на лося из лука (Fauna davgge — Большая Медведица). Favdna должен хорошо прицелиться, потому что если он попадет в Небесную Опору Boahjenaste (Полярная звезды), то по легенде наступит конец света. У Фавдна есть несколько помошников: Galla (Процион1) и его сыновья Gallabarneck (пояс Ориона), "Лыжники", Cuoigahægjek (Кастор и Поллукс) и "Бегун" (Вега). Плеяды называют Rougot (свора собак) или Miese-cora (стадо телят). Млечный Путь называется Lodde-raiddaras (букв. птичий путь) или Jakke-mærka (букв. метка года). Используемое название зависит от сезона. В звёздной карте Йохана Тури можно наблюдать звезду Guovso-naste — утреннюю звезду, которую можно идентифицировать либо как Венеру, либо как Альтаир — звезду, показывающая приближение утра (подобно Арктуру из скандинавской культуры неба). В саамской культуре неба немного созвездий. Считается, что малое число созвездий объясняется высокими северными широтами мест проживания саамов. Два фактора выступают в пользу этого предположения: значительная часть южного неба скрыта горизонтом и северные сияния часто достаточно яркие, чтобы скрыть много звезд. Точность звезды, представляемой как Galla сомнительна. Вероятно это Процион, Ригель или Сириус — Процион был выбран в качестве Galla для этой культуры неба, так как Сириус весьма труден для наблюдений с широт, на которых проживают саамы. Автор Джонас Перссон (jonas.persson@physics.org)

Сергей Б: Будни оленеводов. Пьянство – это огромная беда саамского народа, а спившихся саамов очень много. Часто их жизнь заканчивается трагически Подробнее http://www.lookrus.com/2013/10/budni-olenevodov/



полная версия страницы